ЗАПЧАСТИ для автомобилей ГАЗ
Официальный сайт торгового представителя завода ГАЗ
Для регионов бесплатно: 8 (800) 500-72-83
Для Москвы: +7 (495) 215-09-73
shop@detali15.ru

МАЗ-504 — обзор и история



МАЗ-504 — обзор и история

МАЗ-503

Большой процент среди продукции Минского автомобильного завода занимали автомобили-самосвалы. Опытный образец автосамосвала «МАЗ-503» на короткобазном шасси экспонировался с марта 1959 года на ВСХВ, однако в серийное производство он пошел также в 1965 году вместе с грузовиком. «МАЗ-503» имел низкобортный кузов ковшевого типа и предназначался для вывоза грунта и скальных пород. Кроме него в производство пошел автосамосвал «МАЗ-503Б», оборудованный кузовом с высокими бортами, козырьком над кабиной и откидным задним бортом. Он более подходил для транспортировки сыпучих грузов: грузоподъемность обеих машин составляла 7 т. Планировалось также выпускать строительный самосвал с одноместной кабиной «МАЗ-510», однако из-за отсутствия места на МАЗе для выпуска одноместных кабин, он так и остался опытным образцом.

В 1962 году появились самосвальные автопоезда с двусторонней разгрузкой, состоящие из автомобиля-тягача «МАЗ-511» и двухосного прицепа-самосвала «МАЗ-847» общей грузоподъемностью 13 т. Такие самосвальные автопоезда выпускались в ограниченных количествах.

Было начато производство новых седельных тягачей
«МАЗ-504» с кабиной над двигателем и колесной базой в 3200 мм, переход на новую компоновку дал заметный выигрыш в снаряженной массе тягача. Условия работы водителя на этом тягаче были далеко не идеальными, изводил высокий уровень шума и вибраций. На базе «МАЗ-504» был создан седельный тягач «МАЗ-504В», предназначенный для международных перевозок, и буксирующий двухосный полуприцеп «МАЗ-5205». Этот тягач оснащался мощным 8-цилиндровым дизелем «ЯМЗ-238» в 240 л.с., дававшим автопоезду необходимые тягово-динамические качества. Однако недопустимая нагрузка на ось не позволяла успешно эксплуатировать полуприцепы «МАЗ-5205» на международных трассах, и тягачи «МАЗ-504В» буксировали импортные полуприцепы, в основном финского или немецкого производства.

седельный тягач — «МАЗ-504Г»
Существовал и еще один седельный тягач — «МАЗ-504Г», предназначавшийся для буксировки самосвального полуприцепа «МАЗ-5232» грузоподъемностью 13 т и имевший масляный насос для подъема кузова на полуприцепе. Кроме самосвальных полуприцепов седельные тягачи «МАЗ-504» буксировали полуприцепы-цистерны «АЦПТ-11» для транспортировки молока; «ВЦПП-10» для перевозки вина; «РЗ-ВЦП-11» для пива. Но самым распространенным полуприцепом-цистерной был цементовоз «ТЦ-6», который строился Красногорским заводом цементного машиностроения и буксировался седельным тягачом «МАЗ-504», оборудованным компрессором. Автобетоносмесители «С-1036» и «СБ-92», автомобили-топливозаправщики, продуктовые фургоны монтировались на шасси «МАЗ-500». А автомобильных кранов для этого автомобиля советская промышленность выпускала более двадцати видов.

Когда еще готовился серийный выпуск
«МАЗ-500», для него уже были созданы полноприводные модификации. Однако в серию пошел только лесовозный тягач «МАЗ-509П». Но также предполагалось делать и две его модификации, тоже с колесной формулой 4х4 и постоянным (неотключаемым) приводом на все колеса: грузовой автомобиль «МАЗ-505» с бортовым кузовом с решетчатыми бортами и седельный тягач «МАЗ-508В». Последний, как и «МАЗ-509П», оснащался двухскатными задними колесами и маслонасосом для питания гидросистемы буксируемого полуприцепа, который мог быть самосвалом или цементовозом. Обе машины были воплощены в металле в начале 1962 года и комплектовались 180-сильным дизелем «ЯМЗ-236».

Лесовозный автопоезд
«МАЗ-509П» состоял из тягача и прицепа-роспуска «2Р-15Т» Тавдинского механического завода, который мог быть погружен тяговой лебедкой на раму тягача, что сохраняло ходовую часть роспуска при движении без хлыстов бревен и улучшало маневренность на трудных дорогах лесоразработок. Пожарная механическая лестница «АЛ-45 (500)» могла устанавливаться не только на шасси обычного грузовика, но и на переработанном шасси лесовоза «МАЗ-509П». Такие лестницы использовались при тушении пожаров на нефтехранилищах в районах Сибири, где не было дорог с хорошим покрытием. В том же сибирском городе Серове работала мощная передвижная станция «ПНС-100» на шасси «МАЗ-509П».

большое количество различных моделей и модификаций «500-го» МАЗа
Интересен тот факт, что Минский автозавод с 1956 по 1970 год сумел, не располагая собственным производством двигателей и коробок передач, спроектировать и построить большое количество различных моделей и модификаций «500-го» МАЗа. Были созданы и испытаны: длиннобазный грузовой автомобиль «МАЗ-500Т», северные и южные модификации — «МАЗ-512» и «МАЗ-513». Своим появлением они были обязаны не только инициативе конструкторов, но и наличию большого и хорошо оснащенного экспериментального цеха. Завод постоянно располагал образцами новых моделей, которые могли быть в любой момент поставлены на серийное производство. Удельный вес автопоездов МАЗ в советских магистральных перевозках был достаточно большим. И хотя двухосный грузовой автомобиль «МАЗ-500А» с двухосным прицепом «МАЗ-886» мог перевозить 16,5 т, требовались более производительные автомобили. Повышение грузоподъемности увеличивало осевые нагрузки. Поэтому главный конструктор Михаил Высоцкий считал, что для магистральных перевозок народно-хозяйственных грузов необходимы трехосные автомобили. Так появился «МАЗ-516» с третьей подъемной осью — самый первый советский автомобиль такого типа. При полной загрузке вес машины передавался на дорожное полотно через колеса всех трех осей, а когда автомобиль следовал порожняком, третья неведущая ось вывешивалась при помощи гидравлического устройства. В результате сокращались износ резины и расход топлива, а осевые нагрузки пустого автомобиля оставались в допустимых пределах. Межведомственные испытания «МАЗ-516» прошли в январе 1966 года, первая партия машин покинула сборочный конвейер в январе 1969-го. Параллельно испытывалась и доводилась трехосная модель «МАЗ-514» с колесной формулой 6х4. Ее приемочные испытания прошли в январе 1969-го, а производство началось в 1974 году. На основе этих автомобилей был создан седельный тягач «МАЗ-514», варианты которого специально разрабатывались для нового общества международных перевозок «Совтрансавто».

седельный тягач «МАЗ-504» с полуприцепом «МАЗ-5245»
8 февраля 1965 года на Международную ярмарку в Лейпциге был отправлен седельный тягач «МАЗ-504» с полуприцепом «МАЗ-5245», который был отмечен почетным дипломом. В августе — сентябре того же года состоялся грандиозный пробег советских автомобилей по странам Европы, организованный всесоюзным объединением «Автоэкспорт», и все модификации «МАЗ-500» приняли в нем участие. Минские автомобили были тепло встречены за рубежами СССР, и их экспорт увеличивался из года в год.
С началом 70-х годов семейство «МАЗов» прошло модернизацию: на смену «МАЗ-500» пришел «МАЗ-500А». Новая модель получила измененную облицовку радиатора и более совершенную пятискоростную коробку передач, что в сочетании с измененным передаточным отношением заднего моста повысило тяговые качества, возросла до 85 км/ч и максимальная скорость. «МАЗ-500А» и его модификации продержались на производстве до 1977 года, когда они были заменены новым семейством «МАЗ-5335». Следующее унифицированное семейство минских грузовиков появилось в 1979 году, они уже имели совершенно другой стиль кабины и оснащались двигателями «ЯМЗ-238Ф» мощностью 320 л.с.


Возврат к списку



Официальный торговый представитель завода ГАЗ
Завод ГАЗ рекомендует приобретать оригинальные запасные части только у официальныхпредставителей завода
Специальные предложения для юридических лиц и ИЧП
Масла Шелл
Масла Лукойл