Двигатель ЯМЗ-534: Герой нашего времени или наказание? Полный разбор для своих.
Введение. Знакомьтесь, ярославская «четверка»
Ну что, коллеги, поговорим о нем? О двигателе ЯМЗ-534. Ты либо его любишь, либо ненавидишь, либо, как большинство из нас, делаешь и то, и другое одновременно, порой по несколько раз за день. Это тот самый мотор, который Ярославский завод родил в муках, пытаясь догнать XXI век. И, надо сказать, попытка засчитана. Получился агрегат современный, технологичный, с кучей импортных комплектующих, но, как и всё наше, с особым характером и непредсказуемыми сюрпризами.
Это не старый добрый “газоновский” карбюраторный V8 и не вечный, как мамонт, минский Д-245. Это рядная дизельная “четверка” с топливной системой Common Rail, турбонаддувом и таким количеством электроники, что порой кажется, будто ее создавали не для суровых российских дорог, а для полетов на Марс. Разрабатывали его, кстати, не без помощи австрийских инженеров из компании AVL.1 На бумаге – настоящий прорыв. В реальной жизни – неиссякаемый повод для долгих и жарких споров в ремзоне и курилке.
Этот двигатель стал сердцем для целого поколения отечественной коммерческой техники. Его активно устанавливают в «ГАЗон Некст» 2, автобусы ПАЗ «Вектор» и «Аврора» 4, и даже, не поверишь, в некоторые тракторы.6 Так что если ты сегодня за рулем чего-то относительно нового от ГАЗа или ПАЗа, с большой вероятностью под твоей кабиной урчит именно он. В этой статье мы разберем его по косточкам: от сухих цифр в рекламных проспектах до живых, наболевших “болячек”. Пристегивайся, будет интересно.
Цифры на бумаге: Что нам обещает завод?
Любой разговор о моторе начинается с его паспортных данных. Завод ЯМЗ обещает нам современный, мощный и на удивление экономичный агрегат. Давай посмотрим на официальные характеристики самой распространенной версии, которую ставят на «ГАЗон Некст», и попробуем понять, что эти цифры значат для нас, простых трудяг.
Это отправная точка. Таблица ниже собирает ключевые, официально заявленные параметры из разных источников.3 Это тот самый “идеальный” двигатель из брошюры, с которым мы потом будем сравнивать суровую реальность.
Таблица 1: Технические характеристики базового ЯМЗ-534 (на примере ЯМЗ-53443/53441, Евро-4/5)
Параметр | Значение | Источник |
---|---|---|
Тип двигателя | Дизельный, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный, с турбонаддувом | 3 |
Рабочий объем, л | 4,43 | 7 |
Диаметр цилиндра х Ход поршня, мм | 105×128 | 4 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 110 (148,9 - 150) | 7 |
Частота вращения, мин-1 | 2300 | 7 |
Макс. крутящий момент, Нм (кгс·м) | 490 (50) | 7 |
Частота при макс. крут. моменте, мин-1 | 1200–2100 | 7 |
Степень сжатия | 17,5 | 3 |
Мин. удельный расход топлива, г/кВт·ч | 197 | 7 |
Масса двигателя, кг | ~460-480 (в зависимости от комплектации) | 9 |
Экологический класс | Евро-4 / Евро-5 | 7 |
Заявленный ресурс до капремонта, тыс. км | 700 | 7 |
А теперь давай разберемся, что тут самое важное. Главный козырь ЯМЗ-534 – это его “полка” крутящего момента. Посмотри: максимальные 490 Нм доступны в огромном диапазоне от 1200 до 2100 оборотов в минуту.7 Для грузовика или автобуса это золото. Это означает, что мотор уверенно тянет с самых низов, и тебе не нужно постоянно его “крутить”, чтобы тронуться с грузом в горку. В теории, это должно делать езду комфортной и экономичной.
Ну и, конечно, цифра ресурса – 700 000 км до капитального ремонта.7 Звучит очень красиво и солидно. Пожалуй, даже слишком. Это скорее маркетинговый ход, который мы обязательно обсудим в разделе про “болячки”, потому что реальность, как всегда, оказывается куда интереснее рекламных обещаний.
Битва титанов: ЯМЗ-534 против Cummins ISF 3.8
Когда на рынке появился «ГАЗон Некст», у покупателя впервые за долгое время появился реальный выбор: ставить на свою рабочую лошадку наш, ярославский ЯМЗ, или проверенный “американо-китайский” Cummins.1 Этот спор “что лучше, ЯМЗ или Камминз” не утихает на форумах и в гаражах до сих пор. Давай без эмоций разложим все по полкам и решим, что же на самом деле лучше для реальной, ежедневной работы.
Эта таблица — ответ на самый главный вопрос потенциального владельца «Некста». Здесь мы напрямую сталкиваем двух главных конкурентов по ключевым параметрам, чтобы ты мог сделать объективный выбор на основе цифр, а не слухов из интернета.10
Таблица 2: Сравнительные характеристики ЯМЗ-53441 и Cummins ISF 3.8
Характеристика | ЯМЗ-53441 | Cummins ISF 3.8 | Комментарий |
---|---|---|---|
Рабочий объем, л | 4,43 | 3,76 | ЯМЗ заметно объемнее |
Номинальная мощность, л.с. | 134,5 (при 2300 об/мин) | 152,3 (при 2600 об/мин) | Cummins мощнее, но на более высоких оборотах |
Макс. крутящий момент, Нм | 417 (1200-2100 об/мин) | 491 (1200-1900 об/мин) | Cummins ощутимо тяговитее |
Расход топлива (80 км/ч), л/100 км | 18 | 15 | Cummins экономичнее по паспорту |
Масса двигателя, кг | ~470 | ~335 | ЯМЗ тяжелее более чем на 100 кг |
На первый взгляд, по сухим цифрам Cummins выигрывает почти по всем статьям: он мощнее, тяговитее, экономичнее и легче.10 Так почему же ЯМЗ до сих пор производят и, более того, покупают? Потому что цифры не рассказывают всей истории. Здесь начинается битва двух разных инженерных идеологий. ЯМЗ, с его большим рабочим объемом в 4,43 литра, по своей природе должен быть более выносливым и менее напряженным на низких оборотах. Его “железо” массивнее. Cummins же “снимает” свои впечатляющие показатели с меньшего объема (3,76 литра) за счет более высоких рабочих оборотов и, возможно, более агрессивного наддува. В теории, это означает, что в долгосрочной перспективе, при постоянных тяжелых нагрузках, более “атмосферный” по своей сути ЯМЗ мог бы оказаться более живучим. Если бы не некоторые нюансы, о которых мы поговорим дальше.
Но настоящее поле битвы лежит не в характеристиках, а в стоимости владения. Cummins – импортный двигатель. ЯМЗ – отечественный. И в этом простом факте кроется дьявол. Когда твоя машина, твой кормилец, встанет где-нибудь под Сызранью, на первый план выйдет цена и доступность запчастей. А наш магазин “Детали ГАЗ” как раз про это. Найти прокладку ГБЦ, форсунку или даже коленвал на ЯМЗ можно практически в любом уголке России, и стоить это будет вменяемых денег.1 С Cummins ситуация сложнее и дороже. Поэтому выбор сводится к простой дилемме: ты хочешь платить меньше за топливо каждый день (и тогда твой выбор – Cummins), или ты хочешь платить меньше (и чиниться быстрее), когда он неизбежно сломается (и тогда твой выбор – ЯМЗ).
Газовая атака: Всё о модификациях CNG
В нашу эпоху постоянно дорожающего дизельного топлива газовые моторы ЯМЗ-534 CNG (CNG – это Compressed Natural Gas, то есть сжатый природный газ, метан) стали очень интересной и реальной альтернативой. Важно понимать: это не кустарная переделка в гараже, а полноценный заводской двигатель, который изначально проектировался для работы на метане.13
Чем же он отличается от своего дизельного собрата? Газовые версии, например ЯМЗ-53444 CNG, как правило, имеют схожую с дизелем мощность (около 150 л.с.), но при этом могут похвастаться более высоким крутящим моментом, который в некоторых модификациях доходит до 590, а то и 750 Нм.13 Это достигается за счет особенностей сгорания газа и других настроек.
Конструктивно отличия тоже есть. Вместо ТНВД и форсунок здесь используется система зажигания со свечами и индивидуальными катушками, а также система многоточечного впрыска газа с электронным управлением.13 Степень сжатия у газового мотора ниже, чем у дизеля, что логично (например, 12,0 в одном из источников 16). Интересный момент: некоторые данные указывают, что на газовой версии используется головка блока с 2 клапанами на цилиндр 17, в то время как дизельное семейство имеет по 4 клапана.4 Скорее всего, это правда – для упрощения и удешевления конструкции ГБЦ действительно могли сделать двухклапанной. Это не хорошо и не плохо, просто конструктивная особенность, которую нужно знать.
Но не стоит думать, что газ – это панацея. Это всегда компромисс. Да, экономия на топливе колоссальная. Но есть и обратная сторона. Газобаллонное оборудование тяжелое и съедает полезное пространство на раме. Сеть метановых заправок (АГНКС) по стране развита, мягко говоря, неравномерно. А ремонт специфической газовой аппаратуры требует специалистов другого профиля, которых еще нужно найти. Так что переход на CNG – это чисто экономическое решение. Оно выгодно для тех, кто наматывает большие пробеги по известным маршрутам, где есть доступные заправки.
Правда жизни: Эксплуатация, «болячки» и слабые места
А теперь давай отложим в сторону красивые рекламные буклеты и поговорим о том, что на самом деле происходит с двигателем ЯМЗ-534 после того, как он выезжает за ворота завода. Именно здесь и начинается наша сложная история любви и ненависти.
Куда делись «лошади»? Феномен «задушенного» мотора
Одна из самых частых жалоб от водителей: “Не едет!”. Заявленных в паспорте 150 “лошадей” в моторе совершенно не чувствуется, особенно когда в кузове лежит груз. Двигатель кажется вялым, неохотно набирает обороты, и в целом оставляет ощущение, что его обманули с мощностью.18
Так в чем же дело? А дело в экологии. В отзыве одного из владельцев прямо указаны главные виновники этого безобразия: система рециркуляции отработавших газов (EGR) и сажевый фильтр (DPF).19 Чтобы вписаться в жесткие экологические нормы Евро-4, а затем и Евро-5, инженерам пришлось сознательно “придушить” мотор. Система EGR возвращает часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор. Это снижает температуру горения в цилиндрах и, как следствие, образование вредных оксидов азота. Но одновременно с этим в цилиндры попадает меньше чистого воздуха с кислородом, что снижает эффективность сгорания топлива. Сажевый фильтр, в свою очередь, создает дополнительное сопротивление на выпуске, мешая мотору свободно “дышать”. В результате двигатель, который механически способен на гораздо большее, оказывается программно и физически ограничен. Это не поломка, а конструктивная особенность. Это наша с тобой плата за чистый выхлоп.
Нежный Common Rail и суровое российское топливо
Топливная система Bosch Common Rail – это одновременно и величайшее достижение этого мотора, и его главная головная боль. Симптомы знакомы до боли каждому, кто с ней сталкивался: двигатель плохо заводится (особенно на горячую), “троит” на холостых, дымит черным или сизым дымом, теряет тягу, а расход топлива улетает в космос.20
Но корень зла кроется не в самих форсунках. Они – лишь жертва, следствие. Настоящие причины – это целая цепочка событий, которая начинается задолго до того, как топливо попадет в рампу 20:
- Качество топлива: Грязь, вода, повышенное содержание серы, а иногда и бензин в солярке с “левых” заправок – все это смертельный яд для прецизионных деталей топливной аппаратуры.
- Экономия на фильтрах: Попытка сэкономить пару сотен рублей и поставить дешевый неоригинальный топливный фильтр – прямой путь к дорогому ремонту. Такой фильтр может не только плохо очищать топливо, но и сам начать разрушаться, отправляя частицы своего фильтрующего элемента прямиком в ТНВД и форсунки.
- Несвоевременная замена: Если долго не менять фильтр, он забивается. Высокое давление в системе может просто смять его, и вся накопленная грязь одним махом улетит дальше, убивая все на своем пути.
Итог всегда один: абразивный износ плунжерных пар ТНВД и клапанов форсунок. Насос начинает гнать металлическую стружку, которая окончательно добивает всю топливную систему. Поэтому запомни: лечение – это не просто замена одной неисправной форсунки. Это полная диагностика и промывка всей системы, начиная от топливного бака. Иначе твои новые, золотые по цене форсунки, умрут так же быстро, как и старые.
Чтобы тебе было проще ориентироваться в симптомах, мы составили небольшую карту неисправностей. Это практическое руководство для быстрой самодиагностики, которое поможет сузить круг поисков и не делать лишней работы.20
Таблица 3: Карта типичных неисправностей ЯМЗ-534
Симптом | Вероятная причина | Что проверить в первую очередь |
---|---|---|
Двигатель не тянет, вялый разгон | Забиты топливный/воздушный фильтры, неисправность клапана EGR, забит сажевый фильтр (DPF) | Фильтры, компьютерная диагностика EGR, запуск принудительной регенерации сажевого фильтра |
Посторонний стук, шум в двигателе | Проблемы с топливными форсунками (“льют” или стучат), износ вкладышей, проблемы с клапанным механизмом | Компьютерная диагностика форсунок, проверка давления масла, регулировка клапанных зазоров |
Повышенный расход топлива | Неисправность форсунок, забиты фильтры, низкое давление в шинах, неисправность датчиков | Диагностика топливной системы, проверка и замена фильтров, проверка давления в колесах |
Топливо попадает в картер (растет уровень масла) | Износ уплотнительных колец форсунок, внутренняя неисправность ТНВД | Немедленно проверить уровень и запах масла. Срочная диагностика топливной аппаратуры! |
Давление масла ниже нормы | Низкий уровень масла, неисправность датчика давления, неисправность редукционного клапана маслонасоса, износ вкладышей или самого насоса | Проверить уровень масла, проверить датчик, замерить давление механическим манометром |
Ошибки на панели приборов (например, P0366, P0283) | P0366 - превышено время активации форсунок; P0283 - нештатная перезагрузка ЭБУ 21 | Диагностика форсунок и их электрических цепей, проверка питания и “массы” электронного блока управления (ЭБУ) |
Ресурс в 700 000 км — миф или реальность?
А теперь вернемся к нашей любимой цифре – 700 000 км ресурса до капитального ремонта.7 Звучит как музыка. Но, как всегда, нужно читать то, что написано мелким шрифтом. В одном из источников есть важное уточнение: ресурс турбокомпрессора составляет около 300 тысяч километров.22
Что это значит на практике? Это значит, что сам блок цилиндров, поршневая и коленвал, возможно, и пройдут эти заветные 700 тысяч. Но задолго до этого, примерно на половине пути, ты с высокой долей вероятности столкнешься с необходимостью дорогостоящей замены турбины. А турбина – узел не из дешевых. Таким образом, реальный ресурс до первого серьезного финансового вложения оказывается значительно ниже заявленного. Это не обман, это маркетинг. Блок, может, и ходит долго, но вот его навесное оборудование – увы, нет.
Ремонт и ТО: Как не разориться и сохранить нервы
Итак, мы выяснили, что мотор сложный и требует внимания. Но если подходить к его обслуживанию с умом, можно избежать многих проблем и серьезных трат.
Масляный вопрос: Что лить, чтобы мотор сказал “спасибо”?
В инструкциях по эксплуатации и в интернете можно найти массу противоречивой информации о масле для ЯМЗ-534. Старые официальные рекомендации могут упоминать масла класса API CF-4.23 Забудь про них! Это устаревший стандарт, который не подходит для современных моторов.
Для двигателя класса Евро-4 или Евро-5, оснащенного системами EGR и DPF, нужно использовать только современные малозольные масла (Low SAPS). Такие масла при сгорании оставляют минимум золы, которая может забить дорогостоящий сажевый фильтр. Ищи на канистре допуски не ниже API CI-4, а в идеале – API CJ-4 или ACEA E6/E9.24
- По вязкости: универсальным вариантом будет полусинтетика или синтетика 10W-40. Для холодных зим лучше взять 5W-40 или даже 5W-30. Для жаркого юга и постоянных перегрузов подойдет и 15W-40.24
- Объемы заправки: в зависимости от модификации и поддона, в двигатель входит от 14 до 17 литров масла.25
- Интервал замены: завод рекомендует менять масло раз в 20 000 км.24 Но это для идеальных трассовых условий. Если твоя машина работает в городе, в пробках, с частыми холодными пусками и перегрузами, сокращай этот интервал до
10 000 - 15 000 км. Поверь, экономия на масле сегодня обернется огромными тратами на ремонт завтра.
«Хит-парад» запчастей: Что иметь про запас?
Как магазин запчастей, мы точно знаем, за чем к нам приходят владельцы машин с ЯМЗ-534 чаще всего. Вот небольшой список того, что рано или поздно понадобится каждому. Это твой личный “тревожный чемоданчик”, который поможет быстро вернуться в строй.
Таблица 4: Самые востребованные запчасти для ЯМЗ-534
Запчасть | Примерный артикул | Ориентировочная цена, руб. | Примечание |
---|---|---|---|
Фильтр топливный тонкой очистки | - | 500 - 2000 | Главный расходник. Не экономить! Только качественные аналоги или оригинал. |
Фильтр масляный | - | 400 - 1500 | Менять строго с каждой заменой масла. |
Прокладка ГБЦ (металлическая) | 5340.1003206-10 | 2000 - 4800 | Цена сильно зависит от производителя (Фритекс, DP, ЯМЗ).26 |
Ремкомплект прокладок двигателя (полный) | RG5340-2000005 | ~10 000 | Понадобится для любого серьезного ремонта.29 |
Форсунка топливная | - | Очень дорого | Часто не меняется, а ремонтируется в специализированных сервисах. |
Турбокомпрессор | - | Очень дорого | Ресурс около 300 тыс. км.22 Готовься заранее. |
Ремень привода вентилятора | - | ~1000 | Расходник. Осматривать при каждом ТО, возить запасной.30 |
Вкладыши коренные/шатунные | 5340.1000102 | ~1600 (комплект) | Для переборки двигателя.27 |
Жгут датчиков двигателя | 5340.3724012 | ~11 000 | Проблемы с проводкой – не редкость, особенно со временем.31 |
Ремонт форсунок: Прописать не забудь!
Это один из самых важных моментов, о котором многие забывают или не знают. Если ты поменял или отремонтировал топливную форсунку, ее обязательно нужно “познакомить” с мозгами машины. У каждой форсунки есть свой уникальный индивидуальный код коррекции, который нанесен на ее корпус. Этот код нужно прописать в память электронного блока управления (ЭБУ) с помощью диагностического сканера.20
Зачем это нужно? Этот код сообщает ЭБУ о точных гидравлических характеристиках конкретной форсунки. Если этого не сделать, блок будет управлять новой форсункой по усредненным, “стандартным” параметрам. Это приведет к неправильной подаче топлива в цилиндр, что вызовет повышенный расход, дымность, нестабильную работу и, в самом худшем случае, может привести к прогару поршня.20 Поэтому, если обращаешься в сервис за ремонтом топливной аппаратуры 32, обязательно проконтролируй, чтобы новые коды форсунок были прописаны в ЭБУ.
FAQ: Короткие ответы на важные вопросы
Вопрос 1: Какое масло лучше всего лить в ЯМЗ-534 Евро-4/5?
Ответ: Синтетику или полусинтетику вязкостью 10W-40 или 5W-40. Самое главное – класс качества должен быть не ниже API CI-4, а лучше CJ-4 (это специальные малозольные масла для дизелей с сажевыми фильтрами). Не ведись на старые инструкции с классом CF-4. Меняй масло и фильтр каждые 10-15 тыс. км, а не 20, как в книжке.
Вопрос 2: Что в итоге выбрать для «ГАЗон Некст»: ЯМЗ-534 или Cummins?
Ответ: Если для тебя важнее экономия топлива и чуть больше тяги “здесь и сейчас”, а ездишь ты в основном по центральным регионам – бери Cummins. Если в приоритете низкая стоимость и повсеместная доступность запчастей, а также простота ремонта в любом гараже – твой выбор ЯМЗ.
Вопрос 3: Почему мой ЯМЗ-534 не едет на свои 150 л.с.?
Ответ: Скорее всего, с ним все в порядке. Его мощность искусственно “задушена” системами экологии (клапан EGR, сажевый фильтр) для соответствия нормам Евро-4/5. Мотор просто не может “дышать” полной грудью. Это конструктивная особенность, а не поломка.
Вопрос 4: Как часто менять топливные фильтры, чтобы не попасть на ремонт форсунок?
Ответ: Строго по регламенту (каждые 10-15 тыс. км), а если есть хоть малейшие сомнения в качестве солярки на заправке – меняй еще чаще. Используй только качественные, проверенные фильтры. Экономия в 500 рублей на фильтре может легко привести к ремонту топливной аппаратуры на 100 000 рублей и больше. И не забывай регулярно сливать отстой из фильтра-сепаратора.
Вопрос 5: Заявленный ресурс 700 тыс. км – это правда?
Ответ: Это маркетинговая цифра, которая относится к ресурсу “железа” (блок, коленвал, поршневая) в идеальных условиях. В реальной жизни будь готов к замене турбины примерно на 300 тыс. км, а также к другим менее глобальным, но все равно затратным ремонтам навесного оборудования и топливной системы задолго до этой отметки.
Works cited
- Двигатели для Газон Некст - РЦ Автодилер, accessed August 5, 2025, https://rcauto.ru/about/stati/dvigateli-gazon-nekst/
- ГАЗон NEXT: технические характеристики | Детали ГАЗ 16, accessed August 5, 2025, https://detaligaz16.ru/2020/07/21/gazon-next-tehnicheskie-harakteristiki/
- ГАЗон NEXT - Википедия, accessed August 5, 2025, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97%D0%BE%D0%BD_NEXT
- Двигатель ЯМЗ-534 технические характеристики. КАвЗ ЯМЗ-534, accessed August 5, 2025, https://www.drom.ru/catalog/kavz/engine/yamz-534/
- Двигатель ЯМЗ 5344 - ЯрДизель, accessed August 5, 2025, https://yardizel.ru/5344
- Двигатель ЯМЗ 53415 - ЯрДизель, accessed August 5, 2025, https://yardizel.ru/53415
- Двигатель ЯМЗ 53441 - ЯрДизель, accessed August 5, 2025, https://yardizel.ru/53441
- ЯМЗ-53443 — купить рядный дизельный двигатель ЯМЗ от …, accessed August 5, 2025, https://www.ymzmotor.ru/catalog/dvigateli/ymz-530/534/euro-5-534/ymz-53443/
- Двигатель ЯМЗ 53445-20 (53445.1000146-20) купить у …, accessed August 5, 2025, https://yarmz76.ru/catalog/dvigateli1/dvigateli-yamz/yamz-534/dvigatel-yamz-53445-20/
- ГАЗон Next SUPER V45 | АвтоСпецЦентр, accessed August 5, 2025, https://specauto-nsk.ru/product/gazon-next-super-v45
- Рядный дизельный двигатель ЯМЗ-53422 - ООО “СКМ”, accessed August 5, 2025, https://www.49-motors.ru/catalog/engines/yamz-530-p4/ymz-53422/
- Рядный дизельный двигатель ЯМЗ-53443 - ООО “СКМ”, accessed August 5, 2025, https://www.49-motors.ru/catalog/engines/yamz-530-p4/ymz-53443/
- ЯМЗ-534 CNG газовый, accessed August 5, 2025, https://yarmotor.com/engines-yamz/534/cng/
- Двигатель ЯМЗ-534 CNG - Ярдизель Сервис, accessed August 5, 2025, https://yarmz76.ru/catalog/dvigateli1/dvigateli-yamz/yamz-534/dvigatel-yamz-534-cng/
- 53424.1000186 - Двигатель ЯМЗ-53424 CNG (Евро-5, 150 л.с.), accessed August 5, 2025, https://kontinent76.ru/dvigateli-yamz-i-tmz/dvigateli-yamz/dvigateli-yamz-530/15595
- газовые двигатели ямз 534 cng, accessed August 5, 2025, http://www.dvs-vgsha.ru/pdf/2018_ymz_cng.pdf
- Двигатель ЯМЗ-53444 CNG технические характеристики, accessed August 5, 2025, https://www.drom.ru/catalog/gaz/engine/yamz-53444-cng/
- Отзывы владельцев ГАЗ ГАЗон Некст с ФОТО - Дром, accessed August 5, 2025, https://www.drom.ru/reviews/gaz/gazon_next/
- качество на нуле - отзыв владельца грузовика ГАЗ ГАЗон Next 2018 года - Авто.ру, accessed August 5, 2025, https://auto.ru/logbook/review/trucks/truck/gaz/gazon_next/gazon-next-kachestvo-na-nule_4813682351927218390/
- Двигатели ЯМЗ 534 •ЯМЗ 536 - Autodata.ru, accessed August 5, 2025, https://autodata.ru/pdf/5360_info.pdf
- ГАЗ ЯМЗ - ChipTuner Forum, accessed August 5, 2025, https://chiptuner.ru/forum/showthread.php?t=104479
- Особенности двигателя ЯМЗ 534 - РЦ Автодилер, accessed August 5, 2025, https://rcauto.ru/about/stati/osobennosti-dvigatelya-yamz-534/
- Моторное масло для двигателей ЯМЗ - Ярдизель Сервис, accessed August 5, 2025, https://yarmz76.ru/articles/motornoe-maslo-dlya-dvigateley-yamz/
- Масло в ГАЗон НЕКСТ-дизель ЯМЗ 5344 - Выбор моторного масла для авто - Oil-club.ru, accessed August 5, 2025, https://www.oil-club.ru/forum/topic/16916-maslo-v-gazon-nekst-dizel-yamz-5344/
- Важность своевременной смены масла в двигателях ЯМЗ-530, ЯМЗ-650, accessed August 5, 2025, https://www.dd76.ru/blog/remont-i-obsluzhivanie/vazhnost-svoevremennoj-smeny-masla-v-dvigatelyax-yamz-530-yamz-650/
- 5340-1003206-10 Прокладка ГБЦ (ФРИТЕКС) дв.ЯМЗ-534 ЕВРО-4 (ФРИТЕКС), цена 2300 руб., в наличии, купить на Sparox.ru, accessed August 5, 2025, https://sparox.ru/catalog/yamz-tmz/prokladka/337902
- Прокладка головки блока ЯМЗ-534 металл АВТОДИЗЕЛЬ - 5340.1003206-10, accessed August 5, 2025, https://www.autoopt.ru/catalog/643527-prokladka_golovki_bloka_jamz_534_metall_avtodizel
- Прокладка головки блока ЯМЗ-5344,53423 ЕВРО-5 (ГАЗон Next ) DP 534431003206, accessed August 5, 2025, https://www.avtoall.ru/prokladka_golovki_bloka_yamz_5344_53423_evro_5__gazon_next___dp-320149/
- Прокладки двигателя Riginal Premium полный к-т, ЯМЗ-534 (ГБЦ 3-х слойн. нерж.сталь/силикон/паронит) RG5340-2000005 - выгодная цена, отзывы, характеристики, фото - купить в Москве и РФ - ВсеИнструменты.ру, accessed August 5, 2025, https://www.vseinstrumenti.ru/product/prokladki-dvigatelya-polnyj-kt-yamz-534-gbts-3-h-slojn-nerzh-stal-silikon-paronit-premium-riginal-rg5340-2000005-7695603/
- Каталог запчастей для двигателя ЯМЗ-534/536 - YMZA, accessed August 5, 2025, https://ymza.ru/zapchasti_yamz_534_yamz_536/
- Запчасти ЯМЗ 534 купить в Ярославле по низкой цене | ООО ГК ДИЗЕЛЬДЕТАЛЬ, accessed August 5, 2025, https://www.dd76.ru/katalog-produktsii/51/zapchasti-yamz-534/
- Ремонт двигателя ЯМЗ-534 - Большие машины, accessed August 5, 2025, https://bigmash.net/remont-dvigatelej/yamz/534