Полная карта ТО ГАЗель Next NN с двигателем G21A (Foton Aucan)
ГАЗель Next NN с дизелем G21A – современный коммерческий автомобиль, сочетающий новые технологии и проверенную конструкцию. Чтобы эта техника служила надежно, важно соблюдать регламент технического обслуживания (ТО). Ниже приводится подробная карта ТО по пробегу, разбитая по основным системам (двигатель, трансмиссия, тормоза, подвеска, охлаждение, рулевое и др.), обзор слабых мест двигателя G21A и рекомендации по эксплуатации, перечень необходимых расходников (с оригинальными номерами и аналогами), а также список «зависимых» деталей, которые стоит менять вместе. В конце – краткий FAQ с ответами на популярные вопросы (например, «двигатель G21A проблемы», «ремень или цепь G21A»).
Регламент ТО ГАЗель Next NN 2.5 (G21A) по пробегу
Официально межсервисный интервал для двигателя G21A составляет 20 000 км[1][2]. Однако с учётом российских условий многие владельцы рекомендуют сокращать интервал до 10 000 км (или раз в год) для ключевых процедур, особенно замены масла. Первый обязательный осмотр проводится обычно после обкатки (~2 000 км) – на нём меняют масло и фильтры, проверяют и подтягивают крепежи. Далее обслуживание выполняется регулярно по нижеприведённому графику.
Основные операции ТО по пробегу (км):
Пробег (км) | Перечень работ ТО (с разбивкой по системам) |
---|---|
2 000 км (обкатка) | Двигатель: заменить моторное масло и масляный фильтр; проверить уровни всех жидкостей. <br> Трансмиссия: проверить крепления двигателя, КПП, кардана; при необходимости подтянуть. <br> Ходовая: протянуть болты подвески, рулевых тяг; проверить крепления и крепёж колёс. <br> Прочее: общая диагностика – убедиться, что нет подтеков, посторонних шумов и пр. |
Каждые 10 000 км<br>(ежегодно) | Двигатель: заменить моторное масло и масляный фильтр[2]; проверить воздушный фильтр (при сильной запылённости менять чаще регламента); проверить приводные ремни навесных агрегатов (ремень генератора/ГУР) и натяжитель, при износе заменить; осмотреть систему охлаждения (шланги, радиатор) на герметичность[3]. <br> Топливная система: при каждом ТО сливать конденсат и отстой из топливного фильтра-сепаратора (если оборудован); проверить герметичность топливопроводов, отсутствие подтеков[4]. <br> Трансмиссия: проверить уровень масла в КПП и заднем мосту[5]; осмотреть сцепление и цилиндры на утечки[6]. <br> Ходовая часть: проверить состояние шин, давление; осмотреть сайлентблоки и резинки подвески; проверить люфт подшипников колес (при наличии регулировочных – подтянуть)[7]; смазать крестовины кардана (если предусмотрены пресс-маслёнки). <br> Рулевое: проверить люфт рулевого колеса, при необходимости отрегулировать; осмотреть пыльники рулевых тяг[8], убедиться в отсутствии повреждений. <br> Тормозная система: проверить уровень и состояние тормозной жидкости; осмотреть все магистрали и соединения на герметичность[9]; проверить толщину тормозных колодок и дисков спереди[10] (и накладок сзади, если барабаны); при необходимости выполнить очистку и смазку направляющих суппортов. |
Каждые 20 000 км<br>(ТО-1, ТО-2 и т.д.) | Двигатель: помимо операций 10 000 км, заменить воздушный фильтр двигателя[11]; выполнить компьютерную диагностику ЭБУ для проверки параметров работы и наличия ошибок[12]; проверить крепление выпускных соединений (турбина, приемная труба)[13]. Заменить топливный фильтр тонкой очистки (основной фильтрующий элемент)[14]. При пробеге ~20 тыс. км целесообразна первая замена масла в механизме ГУР (если жидкость потемнела, иначе доливка по уровню). <br> Тормоза: каждые ~20 тыс. км или раз в 2 года заменить тормозную жидкость (DOT-4) для надежности работы тормозов. <br> Прочее: выполнить сезонное обслуживание (если совпадает по времени): смазать замки, петли; проверить работу отопителя и кондиционера, заменить салонный фильтр (если установлен) – обычно раз в год. |
Каждые 40 000 км | Двигатель: повторяются работы 20 000 км. Дополнительно: при необходимости заменить ремень привода навесных агрегатов (если не менялся раньше); проверить и при сильном износе заменить свечи накаливания (ресурс ~40–60 тыс. км, хотя регламентом замена не жестко задана). <br> Ходовая: каждые ~40 тыс. км проверить состояние амортизаторов, втулок стабилизатора; заменить, если заметны течи или проседание. <br> Рулевое: проверить наконечники рулевых тяг – при люфте заменить парой (оба с одной оси). |
Каждые 60 000 км | Двигатель: заменить охлаждающую жидкость (антифриз) – регламентом охлаждение часто обслуживается раз в ~3 года или ~60 тыс. км (точный интервал зависит от типа антифриза, обычно 60–80 тыс. км)[15]. Заливать рекомендованный антифриз (GAZ OJ Type или эквивалент) и обязательно прокачать систему для удаления воздуха. <br> Трансмиссия: при 60–80 тыс. км заменить масло в коробке передач и заднем мосту[16] (если не делалось ранее; официальный регламент – раз в ~80 тыс. км или 5 лет). Одновременно очистить магнитные пробки от стружки. <br> Ходовая: проверить и при необходимости заменить шаровые опоры подвески (как верхние, так и нижние) – нередко к 50–70 тыс. км они вырабатывают ресурс (симптомы: стук, скрип в поворотах). Также проверить состояние подшипников ступиц: передние ступицы при необходимости перебрать с новой смазкой, задние – отрегулировать люфт или заменить, если износ. |
Каждые 80 000 км | Двигатель: ключевой этап – замена ремня ГРМ. Несмотря на заявленный ресурс ~120 тыс. км, производитель советует менять ремень привода ГРМ не реже 90 000 км в тяжелых условиях[17]. Многие владельцы меняют на ~80–100 тыс. км для подстраховки. При замене устанавливается новый ремень и ролики (см. “Зависимые расходники” ниже). <br> Трансмиссия: повторить замену масел (если делали на 80 тыс., следующее на ~160 тыс. км). <br> Прочее: на больших пробегах (80–100 тыс. км) обратить внимание на состояние навесного оборудования – генератора (проверить подшипники, ремень), насоса ГУР, помпы охлаждения (отсутствие люфта и подтеков). |
Примечание: Двигатель G21A оснащён гидрокомпенсаторами клапанов, поэтому регулировка клапанных зазоров по регламенту не требуется (в отличие от старых двигателей, где, например, на Cummins ISF 2.8 клапаны регулировали примерно на 60 тыс. км). Это упрощает обслуживание и сокращает затраты времени[18]. Также в модификациях G21A Евро-2/3 отсутствуют сажевый фильтр и EGR-клапан – их отсутствие снижает количество операций ТО (нет регенерации фильтра, очистки EGR) и является плюсом для надежности[19].
Слабые места двигателя G21A и рекомендации
Дизель G21A (локализованная версия Foton Aucan FD25) – довольно новый мотор (в производстве с 2022 г.), поэтому часть “детских болезней” проявилась только в первые годы эксплуатации[20]. В целом отзывы отмечают его экономичность и тяговитость, однако были и проблемные случаи. Ниже перечислены известные слабые места G21A и даны советы, как их минимизировать:
-
Система охлаждения и перегревы. На ранних выпусках отмечались случаи трещин в теплообменнике и недостаточной эффективности охлаждения, что приводило к перегреву двигателя и даже ведению (деформации) головки блока[21]. При перегреве падало давление масла, вплоть до рисков заклинивания коленвала[22]. Рекомендация: тщательно следить за уровнем и состоянием охлаждающей жидкости, не ездить с грязным радиатором (продувать и промывать его, особенно перед летом), своевременно менять термостат при малейших признаках неисправности. Если заметили даже небольшие утечки антифриза или “уход” охлаждайки – немедленно диагностика, т.к. были случаи пробоя прокладки ГБЦ при утечках тосола в цилиндры (симптом – белый пар из выхлопа)[23].
-
Газораспределительный механизм (ГРМ). В двигателе G21A применяется ремённый привод ГРМ (в отличие от цепи на Cummins 2.8)[24][25]. Это позволило снизить шумность и вибрации двигателя[26], однако требует внимания к состоянию ремня. Производитель уверял, что конструкция безвтыковая и при обрыве ремня клапана не гнёт, но практика показала, что при обрыве ремня ГРМ бывают случаи встречи клапанов с поршнями[27]. Рекомендация: не затягивать с заменой ремня – лучше менять чуть раньше положенного (90 тыс. км в тяжелых условиях[17]). При каждом ТО осматривайте ремень навесных агрегатов и прислушивайтесь к роликам – посторонние шумы или износ могут указывать на необходимость замены, чтобы ремень не порвался в пути.
-
Топливная аппаратура (форсунки). Двигатель оснащён системой Common Rail с электронным управлением Delphi. В отдельных случаях фиксировались проблемы с форсунками – например, “льющая” форсунка приводила к перегреву цилиндра, отрыву тарелки клапана и повреждению поршня[28]. Это редкая ситуация, но она была отмечена. Рекомендация: использовать только качественное дизтопливо, не экономить на замене топливных фильтров (ставить новые каждые 20 тыс. км или чаще при плохом топливе[2]). При падении мощности, дымности или нестабильной работе – не тянуть, провести диагностику распылителей форсунок и ТНВД. Регулярная промывка форсунок (с использованием присадок или на стенде) также продлевает им жизнь.
-
Дополнительные “мелочи”. В первые месяцы эксплуатации владельцы отмечали мелкие неисправности: где-то недостаточно затянуты хомуты патрубков, появлялась течь масла через сальники. Эти проблемы решались по гарантии и в новых партиях встречаются реже. Тем не менее, рекомендуется на каждом ТО визуально осматривать двигатель снизу и сверху – нет ли “потения” масла по прокладкам, подтёков солярки на топливных трубках, свиста от ослабшего хомута интеркулера и т.п.
Надёжность G21A в целом считается приличной для своего класса. Завод заявляет ресурс около 350 000 км до капитального ремонта при соблюдении регламента[29] (другие источники упоминают ≈300 000 км ресурса[30], а ограничение по пробегу в конструкции – до 700 000 км[31]). Конечно, эти цифры достигаются только при правильной эксплуатации. Советы по эксплуатации G21A:
-
Никогда не глушите резко раскочегаренный двигатель – после долгой поездки под нагрузкой дайте поработать 1–2 минуты на холостых для охлаждения турбины и мотора.
-
Заливайте масло рекомендованной вязкости (GAZ советует синтетику 5W-40 или 5W-30, около 5.5 л объем системы[32]) и меняйте его вовремя. Экономия на масле ведёт к ускоренному износу турбины и ЦПГ.
-
В сильные морозы используйте штатный подогреватель (если установлен) или прогревайте двигатель на холостом ходу пару минут перед движением, чтобы масло стало более жидким. Не давайте сразу высоких оборотов на холодную – это продлит жизнь ГРМ и турбокомпрессору.
-
Каждые ~100 тыс. км (или при падении мощности) желательно проверять компрессию и при необходимости регулировать/чистить клапанный механизм – хотя гидрокомпенсаторы и поддерживают зазоры, накопление нагара на клапанах со временем может ухудшить их прилегание.
Расходники для ТО: оригиналы и аналоги
При каждом техобслуживании потребуется набор расходных материалов. Ниже приведён перечень основных расходников для ГАЗель NN G21A с оригинальными номерами и популярными аналогами (по возможности – от Trialli, Luzar, Finwhale, AMD и др., т.к. эти бренды хорошо себя зарекомендовали на рынке):
-
Масляный фильтр двигателя. Оригинальный фильтр ГАЗ: PSH0008997 (номер ГАЗ, соответствует Foton PM40004240)[33][34]. Аналоги: MANN W 7050, Goodwill OG142HQ, Pilenga FOP6307[35]. Из более доступных: BIG Filter GB-167 (российский бренд) – прямо указан как заменитель PM40004240[36]. У Finwhale на момент обзора прямого аналога для G21A ещё нет, но компания планирует выпустить фильтр под этот мотор (пока некоторые владельцы ставят Finwhale для Cummins 2.8 – LF101 или LF110, но это неофициально). Рекомендовано менять масляный фильтр на каждом ТО вместе с маслом.
-
Топливные фильтры. В системе питания G21A обычно два фильтра: тонкой очистки (основной) и грубой очистки. Основной фильтрующий элемент тонкой очистки – оригинал PSH0009180 (Foton)[37]. Его аналоги: BIG Filter GB-6503, LF V 232 (версия Finwhale, если появилась в продаже), AMD.FL878 (пример для других дизелей, совместимость уточнять). Фильтр-сетка (грубой очистки) в модуле топливозаборника бака – оригинал ГАЗ № S11-1117100 (условно, может поставляться в сборе с насосом). Производитель рекомендует менять сетчатый фильтр через каждые ~40 тыс. км[14] – особенно если были случаи заправки грязным топливом. Совет: при замене топливного фильтра тонкой очистки стоит сразу менять и фильтр-сетку в баке (зависимый расходник), чтобы система питания была полностью чистой.
-
Воздушный фильтр двигателя. Оригинальный элемент ГАЗ: 337.1109080 (номер для Next NN, может поставляться как комплект с корпусом). Аналоги: Finwhale WA10065, Trialli (предлагает фильтр TR 0191 аналогичный по размерам), AMD.FL140. Воздушный фильтр на G21A меняется каждые ~20 000 км[11] (либо чаще, если машина ездит по пыльным дорогам – ориентируйтесь на индикатор загрязнения, если он есть, или на визуальное состояние элемента).
-
Салонный фильтр. Если ваша ГАЗель Next NN оснащена фильтром салона (обычно расположен под бардачком), его оригинальный номер – А21R23.8122036. Аналоги широко распространены: например, Finwhale ВМ 1008, TSN 97473, AMC GF-319C и пр. Меняется раз в год либо 15–20 тыс. км (чаще, если автомобиль эксплуатируется в городской запылённой среде).
-
Моторное масло. Заводом рекомендуется синтетическое масло вязкости 5W-40 или 5W-30 с допуском API CI-4/CI-4+ или выше (для турбодизелей Евро-4/Евро-5) – например, Газпромнефть Premium Diesel 5W-40, Lukoil Avantgarde Ultra 5W-40, Shell Rimula R6 и др. Объём системы – ~5,5 литров[32]. Замену масла (и фильтра) делать каждые 10–20 тыс. км, не реже раз в год.
-
Антифриз. С завода, как правило, залит CoolStream A-110 синий (G11) либо Felix Prolonger зелёный – уточняйте по маркировке на расширительном бачке. Объём системы охлаждения Gazelle NN ~12 литров. Для долива и замены используйте антифриз аналогичного типа (не смешивая различные по цвету/химии). Хорошие аналоги: Luzar LSA-110 (синий готовый), Sintec Euro G11. Плановая замена – раз в 3–4 года (~60 тыс. км) или раньше при потере свойств.
-
Ремень навесных агрегатов (привода генератора и насосов). Артикул оригинального поликлинового ремня отличается в зависимости от комплектации (есть варианты без кондиционера и с кондиционером). Например, для двигателя G21A без кондиционера номер ремня 251150927. Аналоги: Trialli 6PK (подобрать по длине), ContiTech, Bosch* – важен размер. Проверять ремень нужно на каждом ТО, менять при появлении трещин, надрывов или каждые ~50 тыс. км.
-
Ремень ГРМ. Оригинальный зубчатый ремень ГРМ G21A имеет номер PM40004041[38]. Производится, в частности, компанией Gates (модификация PowerGrip HTD под G21A). Аналоги ремня ГРМ: Trialli GB 8899 – высококачественный ремень HNBR, точно соответствующий G21A[39][40]; также могут подойти ремни для Mitsubishi L200 2.5D (у них такой же размер 154 зуба, ширина 25.4 мм). Кроме ремня, в состав комплекта ГРМ входят натяжной ролик (Foton 4F25 …, номер натяжителя – например, RF-40004042) и обводной ролик. Аналоги роликов предлагают Trialli, NSK, GMB и др. Рекомендуется приобретать сразу комплект ГРМ (ремень + ролики, а иногда и помпа) от проверенного производителя – это обеспечивает надёжность и экономит время.
-
Тормозные колодки и диски. В передних тормозах ГАЗели Next NN используются дисковые механизмы. Оригинальные передние колодки – № A21R23.3501090 (комплект), передние диски – № A21R22.3501076. Аналоги: колодки Trialli GF 236 или Finwhale VB-330; диски ADR ADR-230311 или Ferodo (по каталогу). Сзади у базовых версий стоят барабанные тормоза: оригинал накладки № A21R22.3502090; заменители – Finwhale VS324 и др. Эти элементы меняются по мере износа (передние колодки обычно служат 20–30 тыс. км в городском цикле). При замене тормозных колодок обязательно очищайте и смазывайте суппорт, проверяйте направляющие, и меняйте колодки комплектом на ось.
-
Прочие расходники: свечи накаливания (оригинал Foton № F00RJ01278, используются в G21A Евро-5; ресурс ~100 тыс. км, менять по необходимости), фильтр системы вентиляции картера (если предусмотрен маслоотделитель – чистить его при замене масла), жидкость ГУР (ориг. РосДот, либо аналог Pentosin CHF, ~1 л, замена раз в ~50–60 тыс. км). Также не забываем про аккумулятор – штатно ставится батарея ~75 А·ч, служит 3–5 лет; проверяйте её заряд и уровень электролита перед зимой.
Все вышеперечисленные детали доступны как в оригинале, так и от сторонних производителей. Например, Luzar хорошо зарекомендовал себя радиаторами и помпами (если потребуется замена водяного насоса G21A – его оригинальный номер PM40004188, есть аналоги Luzar и Movelex[41]). Trialli и AMD активно выпускают наборы ГРМ, детали подвески и др., нередко не уступающие оригиналу. Finwhale славится фильтрами и тормозными компонентами, TSN (CJSC Технические Системы) – недорогими, но приемлемыми фильтрами, ADR/Allied Nippon – тормозными дисками, KRAFT, BelMag – детали подвески и рулевого.
Совет: При покупке расходников на ГАЗель обращайте внимание на актуальность каталожных номеров – мотор G21A внедрён недавно, поэтому не все каталоги могли обновиться. Лучше сверять по VIN-коду или консультироваться у дилеров, либо использовать онлайн-каталоги ГАЗ. Например, на официальном сайте GAZ или у дилеров (ГАЗ parts.avtorgaz.ru и пр.) можно найти точные номера и применяемость деталей под свой VIN.
«Зависимые» расходники – что менять вместе
Во время крупных ремонтов или замен узлов всегда есть связанные детали, которые разумно сменить одновременно. Такие «зависимые» расходники обеспечат комплексный ремонт и предотвратят повторный разбор агрегата в случае их скорого выхода из строя:
-
Комплект ГРМ: При замене ремня ГРМ G21A обязательно ставятся новые ролики натяжителя и обводные (они входят в ремкомплект). Также стоит сразу заменить сальник коленвала (передний) и сальники распредвалов, так как доступ к ним открыт – новые сальники уберегут от внезапных подтеков масла на только что установленный ремень. Если водяной насос (помпа) приводится тем же ремнём ГРМ (в некоторых двигателях – да, в других – нет; по G21A данные разнятся), то помпу тоже стоит поменять при замене ремня. Даже если помпа внешним ремнём, оцените её состояние на пробеге ~90–100 тыс. км: малейший люфт или следы подтёков антифриза из дренажного отверстия – сигнал менять, чтобы не ждать её отказа.
-
Тормозные компоненты: Тормозные колодки меняют сразу на обоих колесах оси (парами). При замене колодок желательно проверить состояние тормозных дисков – если толщина приближается к минимальной или есть биение, лучше заменить диски комплектом на ось. В случае замены задних тормозных барабанов – новые барабаны устанавливают парой, вместе с новым комплектом накладок. Зависимые работы тут же: прокачка тормозов (обновление жидкости) после замены компонентов, смазка движущихся частей (направляющих) специальной тормозной смазкой.
-
Сцепление: При замене диска сцепления почти всегда меняют выжимной подшипник (и муфту в сборе, если это гидравлический выжимной). Также разумно сменить пилотный подшипник первичного вала (в маховике), так как доступ к нему открывается только при снятии коробки. Маховик обычно остаётся старый, но его состояние проверяют – при наличии раковин, синевы от перегрева можно отдать маховик в проточку. И конечно, при работе со сцеплением имеет смысл поменять задний сальник коленвала, чтобы потом не снимать коробку снова из-за потёков масла.
-
Подвеска и рулевое: Многие элементы ходовой меняются парами. Например, шаровые опоры – если вышла из строя правая нижняя шаровая, то и левую нижнюю имеет смысл заменить, поскольку ресурс у них сходный (то же касается верхних шаровых, рулевых наконечников, сайлентблоков подвески). Передние ступичные подшипники желательно менять комплектом (на одну ось) и сразу оба подшипника в ступице, если конструкция разборная коническая. После разборки узла стоит закладывать новую качественную смазку (Litol-24, Castrol LMX и т.п.). Рессоры: при замене рессорных листов меняются и стремянки (болты стяжки) – они однажды растянуты и повторно затяжку могут не держать.
-
Двигатель и навесное: Если снимается какой-то крупный узел, подумайте о прилегающих расходниках. Пример: при снятии турбины (для ремонта или замены) ставят новые прокладки на маслоподачу, впуск/выпуск, проверяют состояние шлангов. При замене генератора – оценивают натяжной ролик ремня, зачастую лучше сразу новый ролик. Замена антифриза – повод обновить термостат (если ему 5+ лет, чтобы не возвращаться к этой работе). Меняя топливный насос высокого давления – сразу меняют прокладки, медные шайбы на штуцерах трубок и, при необходимости, ремень привода ТНВД (если бы он был отдельным).
Придерживаясь принципа комплексной замены узлов, вы сэкономите время и деньги в будущем – автомобиль не потребует повторного визита в сервис из-за мелочи, которую сразу не учли.
Уязвимые узлы ГАЗель Next NN (не только двигатель)
Помимо двигателя, ГАЗель Next NN имеет и другие места, требующие повышенного внимания в рамках ТО. Рассмотрим несколько узлов, которые чаще всего вызывают жалобы, и меры профилактики:
-
Коробка передач. На некоторых машинах наблюдается шум КПП (лёгкий шум «шуршание» на всех передачах, кроме прямой) – обычно это следствие люфта подшипников первичного/вторичного валов[42]. Что делать: при каждом ТО проверяйте уровень масла в коробке и его состояние. Если слышен гул, не тяните – можно предотвратить крупную поломку, заменив подшипники. Рекомендовано заливать качественное трансмиссионное масло (GL-4/5 75W-90) и менять его раз в ~80 тыс. км.
-
Задний мост. Некоторые владельцы отмечали, что уже к ~20 000 км начинает гудеть задний мост[43] – особенно при разгоне, что указывает на износ подшипников дифференциала или полуосей. Чтобы снизить риск: обкатку моста первые тысячи километров проводите бережно (не возить сразу максимальный груз), на первом ТО (2 000 км) можно заменить масло в мосту на новое, высококачественное. Далее – контролировать уровень и состояние масла каждые 10–20 тыс. км, на пробеге ~50–60 тыс. км профилактически сменить. Если появился гул – регулировка зазоров и замена подшипников дифференциала, иначе дальнейшая эксплуатация убьёт шестерни.
-
Сцепление. Бывали случаи падения ресурса сцепления при перегрузах. Признаки – пробуксовка, запах гари. Совет: не превышайте паспортную нагрузку, а если часто возите тяжелые грузы по городу, задумайтесь об установке усиленного комплекта сцепления (например, Sachs или отечественный аналог с усиленными пружинами). При ТО обращайте внимание на свободный ход педали сцепления и уровень жидкости – утечки в рабочем цилиндре сцепления тоже не редкость, их нужно устранять сразу.
-
Тормоза (ведущий правый диск). На форумах отмечалась проблема, что правый передний тормозной диск изнашивается быстрее левого[44]. Это связывают с возможным перекосом скобы суппорта или заеданием направляющих. При каждом обслуживании проверяйте равномерность износа передних колодок и дисков. Если правая сторона заметно сильнее изношена – нужна ревизия суппорта: чистка, замена направляющих или самого суппорта. И не забывайте смазывать направляющие суппорта при каждой замене колодок. Также стояночный тормоз на Газели требует тонкой регулировки – если он слабо держит или ведёт, настройте натяжение троса.
-
Передняя подвеска (шаровые опоры). Нижние шаровые опоры Next NN испытывают большие нагрузки, особенно правая сторона (из-за крутящего момента на колёса). Симптом – скрип или хруст при поворотах (особенно направо) и на неровностях[45]. Это верный признак износа шаровой – замените как можно скорее, чтобы палец не вырвало. Рекомендуется каждые 20 тыс. км (или раз в год) проверять люфт в шаровых опорах – на подъёмнике, монтировкой поджав рычаг. При малейшем люфте – замена. Ставьте качественные шаровые (ОРИ, БелМаг, TRIALLI) и не забывайте прокачивать через пресс-маслёнку, если таковая предусмотрена (некоторые идут без маслёнок – тогда раз в 40 тыс. менять, не дожидаясь сухого износа).
-
Рулевое управление. Учитывая качество наших дорог, быстро расходуются рулевые тяги и их шарниры. Если на очередном ТО обнаружен люфт рулевой тяги – меняйте тягу полностью или хотя бы наконечник. Также контролируйте крепление рулевого редуктора (если у вас версия с редуктором) – болты на подрамнике должны быть затянуты[46], иначе появляются стуки и даже смещение редуктора. Ещё один момент – вакуумный насос (если у вас вакуумный усилитель тормозов): на ранних версиях были жалобы, что при нажатии тормоза на холостом ходу идёт вибрация по мотору[47]. Виноват вакуумный насос – при признаках его неисправности (шум, слабый вакуум) лучше заменить, иначе страдают и тормоза, и двигатель (дизелю тяжело работать с “подсосом” воздуха через негерметичный насос).
-
Электрооборудование. Особых системных проблем не отмечено, но стоит помнить: Газель – не легковушка, вибрации и нагрузки выше. Поэтому крепление проводки, массовых проводов – вещь, которую стоит проверять. На ТО взгляните на клеммы аккумулятора (не окислились ли), затяжку «массы» от АКБ к раме/двигателю (если плохой контакт – возможны трудности с запуском, плавающие ошибки ЭБУ). Фары и фонари – проверьте, чтобы не было влаги внутри, иначе разъёмы окислятся.
В целом, «болячки» Газели Next NN хорошо известны и устраняются при своевременном внимании. Периодическая диагностика и сервисное обслуживание не только по регламенту, но и по фактическому состоянию – залог того, что машина не подведёт в рейсе. Следите за звуками, утечками, люфтами – и тогда внезапных отказов станет гораздо меньше.
FAQ – Часто задаваемые вопросы
Q: Двигатель G21A – какие проблемы и недостатки типичны?
A: К распространённым проблемам двигателя G21A относят перегревы и их последствия (на ранних партиях лопались теплообменники, что вело к перегреву и возможной деформации ГБЦ)[21]. Также отмечали ненадёжность ремня ГРМ – при обрыве иногда гнёт клапана, несмотря на заявления о безопасном зазоре[27]. Из топливных проблем – случаи выхода из строя форсунок (например, “льющая” форсунка могла привести к поломке клапана и поршня)[48]. В целом, это «сырый» мотор первых лет выпуска, где большинство недостатков – “детские болезни” новой конструкции[20]. Плюсы же: он довольно тихий, экономичный, нет сажевого фильтра и EGR (в версии Евро-2/3)[19], хорошо тянет с низов. Завод и дилеры доработали проблемные узлы, поэтому на новых экземплярах значительная часть этих минусов устранена. Главное для владельца – внимательно следить за охлаждением, вовремя менять ремень ГРМ и лить качественное топливо/масло, тогда двигатель G21A служит надежно.
Q: Какой ГРМ у двигателя G21A – ремень или цепь?
A: В двигателе G21A применяется ремённый привод ГРМ[24]. Это отличие от прежнего Cummins ISF 2.8, где стояла цепь. Ремень ГРМ G21A (ориг. номер PM40004041) рассчитан примерно на 120 тыс. км пробега, но рекомендовано менять его через 90–100 тыс. км (особенно при суровой эксплуатации)[17]. Замена относительно недорогая по сравнению с цепью, зато ремень тише в работе и не требует постоянного натяжения. Важно: не затягивать с заменой – обрыв ремня может привести к удару клапанов о поршни (конструкция не гарантирует 100% защиты от этого)[27]. Поэтому следите за состоянием ремня и роликов начиная с ~80 тыс. км, а лучше замените превентивно в эти сроки.
Q: Когда нужно менять ремень ГРМ на G21A и что ещё менять вместе с ним?
A: Как отмечено выше, срок замены ремня ГРМ – около 90 000 км (максимум 120 000 км)[17]. Лучше не выжидать предельный ресурс. Вместе с ремнём обязательно меняются натяжной и обводной ролики (чаще всего они идут комплектом). Рекомендуется также заменить сальники распредвалов и коленвала – чтобы потом не “потели” маслом на новый ремень. Если помпа охлаждения приводится тем же ремнём – её тоже лучше обновить. По стоимости полный комплект ГРМ (ремень + 2 ролика +, опционально, помпа) выйдет чуть дороже одного ремня, но зато у вас всё будет новое. Не забудьте после установки правильного натяжения ремня произвести ручной проворот коленвала на 2 оборота для проверки меток и плавности хода.
Q: Как продлить ресурс двигателя G21A?
A: Ключевые рекомендации: регулярно обслуживайте мотор (масло, фильтры – не реже регламента), избегайте перегрева (чистый радиатор, исправный термостат), заправляйтесь качественной соляркой и своевременно меняйте топливные фильтры[2]. Не перегружайте машину сверх нормы – длительная езда с перегрузом повышает термическую и механическую нагрузку на двигатель. Следите за посторонними шумами: стук, свист – сигнал к проверке (например, свист ремня ГРМ/генератора, стук форсунок или клапанов и т.д.). Периодически давайте двигателю поработать на высоких оборотах (в разумных пределах) – это помогает прочистить систему впуска/выпуска от сажи. И конечно, соблюдайте правильный прогрев и охлаждение: зимой – мягкий старт без больших нагрузок на холодную, после поездки – минуту другую на холостых перед выключением. Согласно заводским данным, ресурс G21A до капремонта ~350 тыс. км[29], но реальные цифры зависят от условий эксплуатации. Водители, которые придерживаются всех этих правил, отмечают, что двигатель G21A радует тягой и надёжностью, не доставляя серьёзных хлопот.
https://ru.wikipedia.org/wiki/GAZ_G21
[2] [17] [18] [20] [24] [25] [26] [29] Двигатель ГАЗ G21A: конструктивные особенности и эксплуатационные характеристики лицензионного Foton Aucan FD25 для Газель NEXT NN - Магазин запчастей Moscow Parts
[3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [46] Газель NEXT - карта ТО
https://mygruzovik.ru/gazel-next-karta-to.html
[19] [21] [22] [27] [28] [30] [32] [48] G21A - двигатель Газель Некст 2.5 дизель | Otoba.ru
https://otoba.ru/dvigatel/gaz/g21a.html
[23] [42] [43] [44] [45] [47] ТО ГАЗель, техническое обслуживание ГАЗель Некст, Бизнес в Москве
[33] Фильтр масляный ГАЗель Next, NN дв.G21A (ОАО ГАЗ)
https://www.autoopt.ru/catalog/134373-filtr_masljanyj_gazel_next__nn_dv_g21a_oao_gaz
[34] PSH0008997 FOTON Фильтр масляный G21A ель Next, ель NN …
https://ivartauto.ru/products/FOTON/PSH0008997.html
[35] Фильтр масляный ГАЗель Next, NN дв.G21A (ОАО ГАЗ) - Get-Parts
https://get-parts.ru/products/GAZ/PSH0008997.html
[36] Фильтр масляный BIG Filter GB-167 (ан. OEM:PM40004240 …
[37] Фильтр топливный PSH0009180 тонкой очистки топлива ГАЗ …
[38] Ремень ГРМ Газель NEXT NN, Соболь NN дв. GAZ G21 - VM.trade
https://vm.trade/product/remen-grm-gazel-next-nn-sobol-nn-dv-gaz-g21
[39] грм газель в интернет-магазине Wildberries
https://www.wildberries.by/catalog/tags/grm-gazelb
[40] gb8899 trialli ремень грм для а/м газель next (22 … - Partall24.ru
https://partall24.ru/products/TRIALLI/GB8899.html
[41] Насос водяной ГАЗель Next,NN дв.G21A в сборе MOVELEX …
https://www.avtoall.ru/nasos_vodyanoiy_gazel_next_nn_dv_g21a_v_sbore_movelex-245185/