Отлично. Я подготовлю обзор актуальной линейки автомобилей ГАЗ, ориентированный на покупателей. Сделаю акцент на назначении моделей, ключевых различиях, особенностях конструкции и эксплуатационных нюансах. Всё будет подано в живом и понятном стиле, с SEO-терминами и полезными фактами.
Сообщу, как только статья будет готова.
Обзор линейки автомобилей ГАЗ: назначение и различия моделей
Горьковский автозавод (ГАЗ) уже почти век снабжает дороги своими «железными конями». Одни водители обожают эти машины за их неприхотливость, другие порой проклинают за капризы – словом, отношение к ним у народа с перчинкой. Но как ни крути, у ГАЗ есть модель для почти каждой задачи: от юркой развозной маршрутки до сурового вездехода. В этом обзоре разберём весь современный модельный ряд ГАЗ, выясним предназначение каждой машины и в чём их ключевые отличия. Будет немного любви, чуть-чуть сарказма и максимум практической пользы – поехали!
Лёгкие коммерческие: семейство «ГАЗель»
ГАЗель NN с тентованным кузовом – новое поколение легендарной «ГАЗели», рассчитанное на городские перевозки. Отличить её можно по современным фарам и обновлённой кабине.
Начнём с самой известной и народной модели – ГАЗель. Это лёгкий коммерческий автомобиль (LCV), рассчитанный на перевозки грузов до 1.5 тонны и полной массой обычно 3.5 тонны (чтобы укладываться в категорию B, как легковушка). Именно благодаря этому «ГАЗель» так популярна у малого бизнеса: её можно вести с обычными правами, и она маневренна в городе. Название звучит грациозно – как газель в саванне – хотя на деле эта машина больше напоминает рабочую лошадку.
Предназначение «ГАЗели» – городские и пригородные перевозки небольших грузов и пассажиров. Говоря проще, это доставка всего на свете: от стройматериалов и продуктов до людей (пресловутые маршрутки – это тоже ГАЗели). Её обожают предприниматели за дешевизну и ремонтопригодность. А ненавидят… тоже за ремонтопригодность, ведь ремонтировать приходится часто. 🙂 Не зря шутят, что слово «ГАЗель» стало синонимом фразы «сам починю» – любой владелец рано или поздно становится экспертом по запчастям. Справедливости ради, новые поколения куда надёжнее старых, но характер у машины остался: любит труд, не боится нагрузок, но внимания требует.
Разновидности «ГАЗели». Тут начинаются нюансы. Сейчас одновременно существуют сразу три поколения этой модели:
-
ГАЗель Бизнес. Это по сути старенькая оригинальная «ГАЗель» образца 1990-х, прошедшая апгрейд. Её продолжают выпускать как бюджетный вариант. Кабина угловатая, минимальный набор удобств, двигатель простейший (бывает бензиновый УМЗ EvoTech, иногда с пропаном, или дизель Cummins старых серий). Подвеска классическая на рессорах. Плюсы – цена и отработанная конструкция. Минусы – устаревший дизайн и комфорт «как в маршрутке 90-х». Покупают «Бизнес» обычно те, кому нужна дешёвая рабочая лошадь без излишеств, либо консерваторы, верящие что «чем проще – тем надёжнее». Главное, не перепутайте: ГАЗель-Бизнес – это модель, а не характеристика владения (хотя владение ей – ещё тот бизнес, особенно для автомеханика!).
-
ГАЗель Next. Появилась в 2013 году как преемник старой модели. Вот здесь ГАЗ совершил рывок. У Next шире кабина, современный внешний вид, внутри появились приятные вещи: улучшенные сиденья, гидроусилитель руля, а в некоторых – даже подушка безопасности. Главное – передняя подвеска независимая, из-за чего «Некст» рулится и едет намного мягче, чем прыгучая «Бизнес». Двигатели на Next ставили в основном турбодизель Cummins ISF 2.8 (около 120–150 л.с. в разных версиях) или бензиновый/газовый EvoTech. Предназначение Next – все те же развозные задачи, но с большим комфортом и безопасностью для водителя. Если «Бизнес» – это старый добрый трудяга в телогрейке, то «Некст» – уже молодой специалист в брендированной куртке: работает так же усердно, но выглядит презентабельнее и инструмент получше.
-
ГАЗель NN (New Next). Совсем свежая итерация, запущена в производство в 2021–2022 годах. Это фактически рестайлинг Next, доведённый до ума. Главное новшество – электроника и “умные” системы. Говорят, у NN полностью новая электронная архитектура, готовая поддерживать различные ассистенты водителя. На практике это означает, что в «Газельке» наконец-то может быть ABS, курсовая устойчивость, парктроники и прочие радости – то, чего дедушка «Газель-Бизнес» никогда не видел. Кабина у NN тоже обновлена: новая приборка с экраном, современная мордашка с линзованными LED-фарами и хромированной решёткой. Кузов, кстати, оцинкован – наконец-то ГАЗ подумал о ржавчине! Двигатель на NN ставят свой, GAZ G31 (лицензионный вариант всё того же Cummins, 2.5 л, ~150 л.с.), экономичный – расход от ~8.5 л/100 км. Коробка – новая 6-ступенчатая, рассчитанная на больший крутящий момент. В общем, ГАЗель NN – это попытка ГАЗа выйти на уровень современных иномарок в сегменте. Получилось ли? Во многом да: улучшена эргономика, электроники напихали, салон тихий. Но и стоит NN ощутимо дороже. Пока что, правда, с ней не всё гладко: по данным дилеров, массовые продажи задерживались и в некоторые периоды NN был недоступен к заказу – видимо, сказались проблемы с поставками комплектующих. Тем не менее, предназначение ГАЗели NN осталось прежним: быть основным выбором для малого бизнеса, которому нужен надёжный коммерческий автомобиль, но уже с современным комфортом.
Внутри семейства «ГАЗель» есть масса модификаций: бортовой грузовичок, цельнометаллический фургон (ЦМФ), микроавтобус, комби, маршрутное такси – что угодно. Есть даже удлинённые версии на 4.6 т полной массы (сдвоенные колёса сзади) – они чуть выходят за рамки лёгкого класса и требуют категории C. Но по сути это всё вариации одной платформы. К слову, маршрутки на базе ГАЗели – отдельная культурная тема. Старые «Руты» и «Газели» славились экстремальной теснотой и горячим нравом водителей. Новые ГАЗель Next автобусы стали просторнее и безопаснее, но романтика никуда не делась. 😉 Если ехали когда-нибудь в битком набитой «Газельке» с громкой музыкой шансон – вы прочувствовали душу этой машины.
Итого по ГАЗели: незаменимый городско-пригородный трудяга. Различия моделей Бизнес/Next/NN состоят в уровне комфорта и технологий, но суть одна – компактный коммерческий авто до 3.5 тонн, относительно недорогой, с простым обслуживанием. Берите «Бизнес», если бюджет совсем ограничен и важна простота. «Next» – если хотите баланс цены и удобства. «NN» – для тех, кто хочет максимум новинок и готов доплатить. Как говорится, любая ГАЗель довезёт груз, вопрос лишь в том, с каким настроением доедет водитель. 😜
Компактный собрат: «Соболь»
Если ГАЗель – это рабочая лошадка, то ГАЗ Соболь – скорее пони: поменьше ростом, да удаленький. Соболь – родственник Газели, созданный на её базе, но с укороченной колесной базой (примерно на 14 см короче) и облегчённой подвеской. За счёт этого его грузоподъёмность ниже (около 0.5–0.8 т против 1.5 т у Газели), зато манёвренность выше. Предназначение Соболя – там, где нужна компактность и юркость. Например, узкие городские улочки, сельские дороги, небольшие бригады. По сути, это малотоннажный фургон/микроавтобус на базе Газели.
Отличие в размерах. Соболь короче и ниже, его полная масса около 3 тонн (у современных версий подтянули к ~3.5 т под категорию B) – то есть это самый лёгкий класс. Благодаря меньшим габаритам Соболь может играть роль минивэна: существуют пассажирские модификации типа «Соболь Баргузин» с уютным салоном. В 90-е и 2000-е многие учреждения использовали Соболи как служебные микроавтобусы – он экономичнее большой Газели, но вместительнее легкового.
Полноприводный Соболь. Отдельная фишка – были Соболи 4x4. Представьте себе небольшую маршрутку, которая едет по грязи и снегу, куда «Газель» бы не сунулась. Такие версии существовали (например, Соболь 2217 4x4), их полюбили геологи, охотники и все, кому нужен компактный вездеход. Конечно, это не УАЗик-«буханка» по проходимости, но для лёгкого бездорожья хватало. Сейчас, правда, с новой линейкой Соболь NN полный привод пока недоступен – завод выпускает только заднеприводные варианты NN, без 4x4 и даже без пассажирских версий на конвейере (по крайней мере на момент 2024 года). Есть надежда, что полный привод вернётся в будущем, возможно, в модификациях Соболя NN или Газели NN – прототипы такие уже мелькали в новостях. Но если вам прямо сейчас нужен компактный ГАЗ 4x4, то выбор – старый Соболь Бизнес 4x4 (ещё можно найти у дилеров) или смотреть в сторону УАЗа.
Соболь NN и Бизнес. Аналогично Газели, Соболь тоже пережил эволюцию. Соболь-Бизнес – старый кузов с обновками 2010 года, Соболь NN – новое поколение (фактически укороченная Газель NN). Соболь NN получил все те же плюшки: современный интерьер, электроусилитель, кондиционер, дизель GAZ G31 ~150 л.с. и т.д. Зато пока не получил полного привода и выпускается ограниченно. Основная ниша Соболя – коммерческий фургон для города или офисный минибас. Он дешевле Газели, потому что меньше, зато чуть комфортнее в управлении – ведь короче база, легче парковаться. Многие называют его «Газелькоротыш».
В общем, различие Соболя и Газели в первую очередь в размере и нагрузке. Если ГАЗель перевезёт полторы тонны кирпича, то Соболь скорее максимум тонну (а лучше 700–800 кг, не перегружая). Зато Соболем проще рулить, расход топлива немного ниже, и есть возможность 4x4 на старых версиях, чего стандартной Газели обычно не бывает. Название «Соболь» машинке подходит – шустрая и может пролезть там, где большой грузовик застрянет. Не танк, конечно, но для своих задач – самое то.
Среднетоннажные грузовики: ГАЗон NEXT и Валдай NEXT
Перейдём к более тяжёлой артиллерии – грузовикам среднетоннажного класса. Если Газель – это максимум 3.5 тонны полной массы, то следующий уровень – грузовики 6–10 тонн полной массы. Исторически ГАЗ выпускал такие машины с советских времён (легендарные ГАЗ-52, ГАЗ-53, позже ГАЗ-3307/3309). В современной линейке им соответствуют ГАЗон NEXT и Валдай NEXT. Оба – это двухосные грузовики 4×2, но у каждого своё предназначение и особенности.
ГАЗон NEXT – «пятитонник» на все случаи
ГАЗон NEXT – потомок советского ГАЗ-3309 и прямой наследник классического «ГАЗона». Название созвучно слову «газон», но на газон этой махине заезжать не стоит – раздавит. 😉 Это бортовой грузовик или шасси полной массой ~8.7 тонн, рассчитанный примерно на 4–5 тонн груза на борту. Именно за грузоподъёмность ~5 т ГАЗон ценят строительные и коммунальные службы: он идеален для перевозки стройматериалов, оборудования, мусора, да чего угодно в пределах города и области. ГАЗон NEXT пришёл на смену старым моделям 3307/3309, производство которых завершилось в 2020 году.
Отличия и устройство. ГАЗон NEXT унифицирован с «Газелью» по кабине – у него кабина от Газели Next, только посажена на более высокое шасси. То есть внутри ГАЗона водитель чувствует себя почти как в Газели: современная торпедо, простор, а не тесная будка как была у ГАЗ-3307. Двигатель стоит серьёзнее: дизель ЯМЗ-534 (4.4 л, ~150 л.с., 664 Н·м крутящего). Этот мотор тяговитый и довольно надёжный, создан Ярославским моторным – специально под грузовики. Коробка 5-ступенчатая, мосты усиленные. Предназначение ГАЗона NEXT – работать на дорогах с твёрдым покрытием, перевозить тяжёлые грузы. Конструкция рамная, рессорная – классический грузовик, рассчитанный на ежедневную жёсткую эксплуатацию. Многие такие машины трудятся в коммунальных службах: самосвалы, мусоровозы, автовышки делают на шасси ГАЗона.
Разновидности. У ГАЗона NEXT есть несколько модификаций. Стандартный ГАЗон – 5 тонн грузоподъёмности. Есть версия «ГАЗон NEXT City» – затачивается под город: меньшие колёса (19.5 дюймов вместо привычных), заниженная рама, погрузочная высота всего ~1.1 м. Это сделано, чтобы удобнее было грузить с земли и маневрировать в городе. Грубо говоря, «City» – это ГАЗон на пониженных тапках, чтобы работать развозным грузовиком в пределах города, где важен каждый сантиметр высоты (например, развоз товаров по магазинам, доставка на склады с пандусами).
Есть ещё ГАЗон NEXT 10 – усиленная версия с полной массой 10 тонн и грузоподъёмностью до 6.2 т. У неё задняя подвеска даже с пневмобаллонами на помощь рессорам. Эту модификацию сделали для тех, кому постоянно чуть-чуть не хватает стандартных 5 тонн – например, для фермеров или строительных фирм, возящих тяжёлый груз (щебень, зерно и т.п.).
Итого по ГАЗону NEXT: это среднетоннажный универсал, который берут, когда «Газель» уже мала, а большой КамАЗ не нужен. Отличается от Газели прежде всего грузоподъёмностью (5 тонн против 1.5 т) и требуемой категорией прав (нужна категория C, т.к. масса более 3.5 т). ГАЗон – заднеприводный, рассчитан только на асфальт или грунтовку, без особых внедорожных амбиций. В сравнении с предшественником (ГАЗ-3309) он существенно комфортнее для водителя, но по-прежнему предельно утилитарен. Можно сказать, это такой «добротный грузовик-работяга» без изысков, но и без явных слабых мест. Если видите на дороге сине-белый самосвал с логотипом ГАЗ – скорее всего, это он и есть.
Валдай NEXT – низкорамный городской грузовик
А вот Валдай NEXT – модель более интересная. Это тоже среднетоннажный грузовик, но низкорамный и компактный, специально для городских перевозок. Исторически «Валдай» (ГАЗ-3310) выпускался в 2004–2015 гг. как промежуточный грузовик между Газелью и ГАЗ-3309. Затем был перерыв, и в конце 2020 года ГАЗ возродил марку в виде «Валдай Next». Получилось фактически новое авто: раму и подвеску частично взяли от старого Валдая, а кабину… позаимствовали у китайского грузовичка Foton Ollin! Да-да, не удивляйтесь: ГАЗ не побрезговал сотрудничеством и использовал современную бескапотную кабину китайского образца, чтобы сэкономить время разработки. В результате Валдай Next выглядит не как ГАЗон с носом, а как полноценный «европейский» грузовичок кабовер (cab-over) – у него практически нет капота, кабина вперёд вынесена.
Характеристики. Полная масса Валдая Next – ~6.7 тонны, то есть грузоподъёмность порядка 3–4 тонн. Он заполняет нишу между Газелью (3.5 т) и ГАЗоном (8–10 т). Требуется категория C (С1) для управления, ведь больше 3.5 тонн, но до 7.5. Предназначение – работа в городских условиях, развозка относительно тяжёлых грузов по магазинам, складам, логистике. Главное его преимущество – низкая рама и малый радиус поворота. Радиус разворота всего ~6.2 м, значительно меньше, чем у ГАЗона, благодаря кабоверной компоновке. Погрузочная высота тоже ниже, чем у ГАЗона, почти как у Газели, за счёт небольшой высоты рамы от земли. Это позволяет легко загружать товар с земли или рохли без лифта. Проще говоря, Валдай Next заточен под город и тесные дворы: туда, куда на ГАЗоне водитель бы не сунулся из-за габаритов, Валдай пролезет.
Двигатель на Валдай Next ставят тот же Cummins ISF 2.8 (лицензионный, теперь локализованный как GAZ) порядка 150 л.с., но чипованный под больший крутящий момент. КПП – 6-ступенчатая. Колёса меньшего диаметра, чем у ГАЗона, и рама низкорамная (фактически сзади пневмо- или рессоры пониже посажены). Кабина двухместная или трехместная, откидная вперед (для обслуживания).
Различие ГАЗон vs Валдай Next. Часто спрашивают, зачем ГАЗу два похожих грузовика. Отличие в том, что ГАЗон Next – капотный, повыше, для универсальных задач, а Валдай Next – безкапотный, пониже, для города. Валдай легче по массе, у него нет запас прочности ГАЗона для перегруза или бездорожья, зато удобнее в городе: меньше габарит по длине (кабины-то нет выступающей), больше маневренность. Например, развозить напитки или товары по супермаркетам – это работа для Валдая (низко подъехал к рампе, быстро развернулся на парковке). А возить кирпичи на стройку по просёлку – скорее ГАЗон (большие колёса, рама повыше). Кроме того, у ГАЗона есть полноприводная версия (Садко), самосвалы и т.д., а Валдай Next – чисто дорожный грузовичок.
Интересно, что ГАЗон Next в модификации City тоже предлагал похожие фишки – уменьшенные колёса и низкую посадку. Можно сказать, Валдай Next – развитие той идеи, но на более современной платформе. Кстати, кабину от Foton Ollin выбрали не случайно: она очень удачная по обзорности, с большой площадью стёкол, и при этом недорогая. Визуально Валдай Next можно узнать по плоской передней части и надписи Valday на решётке. Водители, пересевшие на него, хвалят удобство: наконец-то в ГАЗовском грузовике появилась нормальная шумоизоляция, кондиционер и прочие радости, а рулить легко, как легковушкой. Ругают только за то, что это по сути «китаец» – мол, не полностью наша разработка. Но тут уж что важнее: патриотизм или удобство? Запчасти, кстати, на него тоже частично китайские (по кабине), но силовой агрегат и рама – отечественные.
Итого: Валдай Next закрывает нишу городского развозного грузовика 3–4 тонн, с которой раньше были проблемы. Он отличается от ГАЗона компоновкой (кабовер vs капотный) и немного меньшей грузоподъёмностью. Фактически, ГАЗ теперь предлагает целую линейку: Газель (до 1.5 т), Валдай (до ~3-4 т), ГАЗон (5+ т). Выбор – в зависимости от ваших грузов и маршрутов. Ну а название «Валдай» – в честь сурового горного района – намекает, что грузовичок выносливый и не боится работы. Хотя, шепотом: китайские кабины иногда боятся русских морозов, но возможно это преувеличение, и завод всё локализует к 2025 году.
Полноприводный вездеход: Садко NEXT
Грузовик Садко NEXT 4×4 – наследник легендарных ГАЗ-66 и ГАЗ-3308. Отличается высокой проходимостью: большой клиренс, зубастые шины и полный привод позволяют ему буксовать где угодно.
Для суровых условий бездорожья у ГАЗ есть особый боец – ГАЗ Садко NEXT. Это полноприводный грузовик повышенной проходимости, фактически версия ГАЗон Next с приводом 4×4. Название «Садко» дано в честь былинного героя, бороздившего подводное царство – намёк на способность машины преодолевать препятствия, почти как сказочный Садко по волнам. Родословная у него серьёзная: дедушка – ГАЗ-66 (легендарный армейский грузовик 4x4), отец – ГАЗ-3308 «Садко» 1990-х годов, и вот нынешний потомок – Садко Next, появившийся около 2018 года.
Что он собой представляет: Садко Next – это двухосный грузовик полной массой порядка 6–6.5 тонн (снаряженная около 4.4 т), грузоподъёмность примерно 2.5 тонны. Оснащён постоянным или подключаемым полным приводом 4×4 с двухступенчатой раздаткой, блокировками дифференциалов и большими колесами 18” с внедорожными шинами. Клиренс – около 315 мм, очень прилично. Двигатель тот же ЯМЗ-534 турбодизель ~150 л.с., настроенный под Евро-3/Евро-5 в разных версиях. Кабина у Next – от ГАЗона/Газели Next, то есть удобная и трёхместная, но часто ставят дополнительный двухрядный модуль позади, делая кабину семиместной (экипажный вариант).
Предназначение Садко Next – перевозить людей и грузы там, куда обычные дорожные грузовики не доедут. Это бездорожье, сельская глубинка, лес, грязь, снег. Его любят военные, МЧС, нефтяники, геологи – все, кому приходится ездить вне асфальта. Например, Садко служит в качестве вахтового автобуса, пожарной машины для лесхозов, буровой установки на колёсах и т.д. На шасси Садко ставят кунги, мастерские, мобильные генераторы – это платформа для спецтехники. Для гражданских нужд его тоже можно купить, но надо понимать: на каждый день по городу такая машина избыточна (разве что вы очень любите ощущение КамАЗа в супермаркете). Зато для охоты, экспедиций – мечта. Были случаи, когда энтузиасты переделывали Садко Next в автодом-вездеход и колесили по тайге с комфортом.
Отличия от обычных моделей ГАЗ: Садко – это полный привод и пониженные передачи, высокая рамная конструкция. В отличие от Газелей/Валдаев/ГАЗонов, у которых колесная формула 4×2 и которые предназначены для шоссе, Садко ползёт там, где нет дороги. Конечно, за такое умение платой служит низкая максимальная скорость (~95 км/ч) и не самый лучший комфорт на трассе – мосты шумят, резина грязевая гудит. Расход топлива тоже немалый – порядка 20–25 л/100 км на шоссе, а по грязи и все 30. Но это не гоночный болид, а утилитарный вездеход.
Почему бы не использовать Урал или КамАЗ? Размер. Садко – сравнительно компактный (база 3.7 м стандартная) и узкий грузовик, шириной около 2.3 м, в то время как КамАЗы и Уралы шире и тяжелее. Там, где надо проехать по узкой лесной дорожке или мосту, Садко пройдет, а более крупный грузовик нет. К тому же Садко дешевле в разы. Его можно считать преемником знаменитого ГАЗ-66: такой же проходимый, но с более современной кабиной и тормозами. Интересно, что старые ГАЗ-66 часто ласково (или не очень) называли «шишигами». Садко Next таких прозвищ еще не приобрел, но кто знает – возможно, часть экспертов полагает, что народ любит давать прозвища за характер. А характер у Садко – суровый трудяга, которому в радость грязью заноситься. Ему бы ещё дизель попроще (электроники поменьше), но экология диктует свои требования.
Итого: Садко Next – уникальная для ГАЗа модель, полный привод 4x4, 2.5 тонны по бездорожью. Отличается от всех остальных ГАЗов тем, что ему не нужен асфальт. Если ваши маршруты пролегают «куда глаза глядят» – это ваш выбор. Но готовьте хорошего механика: любая техника на бездорожье требует ухода, а Садко – не исключение. Благо, конструкция относительно простая и везде можно дотянуть кувалдой, как говорили про старый ГАЗ-66.
Пассажирские модели: автобусы ГАЗель City и собрат «Ситилайн»
В линейке ГАЗ есть и пассажирские автомобили, хотя легковые машины (типа «Волги») они нынче не выпускают. Зато ГАЗ сконцентрировался на автобусах малого класса. Главный герой здесь – ГАЗель City.
Низкопольный автобус ГАЗель City на выставке 2021 года. Обратите внимание на жёлтый пандус для колясок – машина приспособлена для пассажиров с ограниченной мобильностью.
ГАЗель City – это полностью низкопольный микроавтобус малого класса для городских маршрутов. Его разработали как ответ требованию времени: обычные маршрутки ГАЗель Next хоть и надёжны, но высокие и тесные, а городу нужны низкопольные автобусы для удобства пассажиров. В серии ГАЗель City с 2020 года. Полная масса ~4.95 т, вмещает до 22 пассажиров (сидячих 14–17 + стоячие), то есть это действительно автобусик, а не маршрутка на 13 мест. Главная фишка – 100% низкий пол по всей центральной части салона. Есть широкая двойная дверь и накопительная площадка, куда легко заходить с тротуара – без ступенек, плюс выдвижной пандус для инвалидных колясок. По сути, ГАЗель City по комфорту ближе к большому автобусу: можно стоять в полный рост, заходить с детской коляской (как на фото), быстро входить/выходить на остановках. Это громадный шаг вперёд относительно старых «маршруток».
Технически ГАЗель City построена на агрегатах Газели NN: у неё двигатель дизельный 2.8 (около 140 л.с.), 5- или 6-ступенчатая КПП, независимая передняя подвеска. Но рама и кузов оригинальные: цельнометаллический автобусный кузов с увеличенной шириной и высотой. Задняя подвеска, кстати, пневматическая или на облегчённых рессорах – чтобы обеспечить низкий пол и плавность хода. Предназначение очевидно – городские пассажирские перевозки на маршрутах малой и средней загруженности, а также социальные перевозки (школьные автобусы, корпоративные). Там, где раньше гоняли привычные «Газели»-микроавтобусы, постепенно внедряют ГАЗель City – и пассажиры вздыхают с облегчением, ведь больше не надо горбиться и карабкаться внутрь.
Кроме City, у ГАЗа есть ещё модель «Газель Next Citiline» – это предшественник City, появившийся около 2017 года. Citiline – не низкопольный, а скорее полунизкопольный удлинённый автобус на базе Газели Next: у него высокая крыша, до 20 сидячих мест, но вход всё ещё через ступеньки. Несколько лет Citiline выпускали параллельно, но сейчас упор идёт на новую City. Также под бренд ГАЗ в ряде проектов делали маршрутные автобусы на шасси ПАЗ и даже сотрудничали с китайскими производителями, но это уже нюансы.
Различия моделей автобусов: ГАЗель Citiline – по сути, маршрутный автобус на шасси Газели (ступеньки, компактный). ГАЗель City – каркасный автобус с низким полом, более современный и удобный. Для покупателя (перевозчика) выбор сейчас явно смещается к City, хоть он дороже, потому что требования по доступности транспорта ужесточаются.
Отметим, что все эти автобусы – малый класс. То есть у них вместимость до 22 пассажиров, длина ~6.6 м. Это не конкуренты ПАЗиков (ПАЗ – средний класс, 40–60 пассажиров). Группа ГАЗ, кстати, владеет и ПАЗом, но это за рамками нашего обзора. Мы говорим именно про автобусы завода ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Для полноты: были идеи возродить легковые автомобили ГАЗ (знаменитую «Волгу»), и в 2023–24 годах много слухов ходило. Однако на момент 2025-го ГАЗ не выпускает легковые машины – ни «Волг», ни «Побед». Все силы брошены на коммерческий транспорт. Возможно, появится какой-то кроссовер «Волга» на базе китайской модели, ведь проект разрабатывается, но пока это не более чем прототипы и разговоры. Так что, увы, купить новенькую «Волгу» пока нельзя. Зато можно купить любую из вышеперечисленных замечательных рабочих лошадок.
Тягачи и тяжёлый класс: новое направление
Наконец, стоит упомянуть, что ГАЗ (через своё подразделение) в последние годы вышел на рынок магистральных грузовиков. В 2023 году началось производство седельного тягача Валдай 45. Этот тягач способен вести автопоезд полной массой до 45 тонн – то есть это уже большой дальнобойный грузовик, сопоставимый с зарубежными фурами. По сути, Валдай 45 – это локализованный китайский тягач (модель Foton) с кабиной и шасси от компании Foton, но собранный на площадках ГАЗа. У него рядный 6-цилиндровый двигатель Cummins 11.8 л на 470 л.с., современная трансмиссия и комфортная высокая кабина (со спальным местом). Зачем ГАЗу это нужно? Очевидно, чтобы занять нишу, оставленную иностранными брендами – в России увеличился спрос на локальные фуры. Предназначение Валдай-45 – перевозка грузов на большие расстояния по магистралям, прямая конкуренция КамАЗу и импортным тягачам.
Правда, делает его не сам Горьковский автозавод, а отдельная компания «Нижегородские грузовые автомобили (НГА)» на мощностях ГАЗа. Тем не менее продаётся новинка под брендом «Валдай», тем самым выстраивая линейку: Валдай 8, 12, 18 – это поменьше грузовики (о 8 и 12 мы говорили как о Next), и Валдай 45 – тяжёлый тягач. Пока что это совсем свежая история, реальные отзывы только формируются. Можно сказать, часть экспертов отмечает, что Валдай 45 – вначале почти полностью китайский по начинке, но его обещают локализовать к 2025 году (поставить нашу электронику, ЯМЗ двигатели и коробки). Посмотрим, как пойдёт.
Для рядового покупателя магазинов запчастей ГАЗ эта информация скорее из разряда «приятно знать»: детали на Валдай 45 вам понадобятся не скоро, они гарантийные и редкие. Но стратегически – теперь под маркой, связанной с ГАЗ, есть техника от самых малых фургонов до тяжёлых фур. Такое расширение модельного ряда – событие последних лет, и оно показывает, что ГАЗ пытается покрыть все потребности рынка коммерческих автомобилей.
В заключение: линейка автомобилей ГАЗ сегодня весьма широка и ориентирована прежде всего на потребности бизнеса и хозяйств. Лёгкие Газели и Соболи возят мелкие грузы и людей в городе, средние ГАЗоны и Валдаи – таскают тонны по стройкам и городским улицам, Садко лезет в грязь за геологами, а автобусы ГАЗель City возят пассажиров с комфортом. Даже до магистральных перевозок ГАЗ доехал со своим тягачом. Конечно, у каждого класса – свои нюансы обслуживания и слабые места. Но одно можно сказать наверняка: любой владелец ГАЗа никогда не останется без дела – всегда найдётся, что подкрутить и где применить смекалку. Зато и машина отплатит сторицей, если о ней заботиться. В конце концов, запчасти ГАЗ в нашей стране – это почти отдельный вид культуры. И мы, как магазин запчастей, всегда рады этой культуре поспособствовать – лишь бы ваши «Газели» и «ГАЗоны» работали исправно!
Теперь – обещанный FAQ, где коротко ответим на популярные вопросы по моделям ГАЗ.
FAQ – Часто задаваемые вопросы
Q: Какие основные модели автомобилей сейчас выпускает завод ГАЗ? A: В настоящее время ГАЗ производит лёгкие коммерческие автомобили семейства ГАЗель (версии Бизнес, Next, NN – фургоны, бортовые, микроавтобусы), компактные Соболь Бизнес/NN (фургоны и комби), среднетоннажные грузовики ГАЗон NEXT (≈5 т грузоподъёмности) и низкорамные Валдай NEXT (≈3–4 т для города), полноприводные грузовики Садко NEXT 4×4 (≈2.5 т по бездорожью), а также автобусы ГАЗель City малого класса (22-местные низкопольные). Кроме того, запущено производство магистрального тягача Валдай 45 (дальнобойный седельный тягач до 45 тонн автопоезда). Легковые автомобили («Волга» и пр.) ГАЗ сейчас не выпускает.
Q: Чем отличаются ГАЗель Бизнес, ГАЗель Next и ГАЗель NN? A: ГАЗель Бизнес – это базовая старая Газель с минимальными улучшениями (устаревшая кабина, простой двигатель, рессорная подвеска). ГАЗель Next – второе поколение, шире и удобнее: новая кабина, независимая передняя подвеска (лучше плавность хода), есть гидроусилитель и опционально подушки безопасности; двигатель Cummins 2.8 (дизель) или УМЗ EvoTech (бензин). ГАЗель NN – рестайлинг Next, третье поколение: современная электроника, LED-фары, полностью обновлённый интерьер и электроархитектура (ABS, ESP и пр.), усиленная рама и 6-ст КПП. Проще говоря, Бизнес – самый простой и дешевый, Next – комфортнее и безопаснее, NN – ещё более «нафаршированный» технологично. По грузовым возможностям все примерно одинаковы (до 1.5 т груза, 3.5 т полная масса), различия в удобстве и надёжности агрегатов.
Q: Есть ли у ГАЗа полноприводные версии, например, ГАЗель 4×4? A: Исторически полным приводом оснащались модели Соболь 4x4 и грузовики ГАЗ-3308/Садко. У современной Газели Next/NN заводской версии 4×4 нет (по крайней мере на массовом рынке), хотя отдельные дилеры предлагают конверсии и ходят слухи о разработке Газель NN 4x4. В компактном классе роль «Газели 4x4» фактически выполняет Соболь 4x4 – короткая версия, которая ранее выпускалась с полным приводом. В среднем классе полный привод – это Садко NEXT (грузовик 4×4 на базе ГАЗона). То есть, если нужен заводской полный привод от ГАЗ, выбирать нужно либо Соболь Бизнес 4x4 (б/у или остатки новых), либо сразу Садко (более тяжёлый). Возможности полного привода у Садко впечатляют – блокировки, раздатка, большие колёса, тогда как Газель/Соболь 4x4 более легкопроходимые (для лёгкого бездорожья).
Q: Какой самый грузоподъёмный автомобиль ГАЗ сейчас доступен? A: Если говорить о бортовых грузовиках, то ГАЗон NEXT 10 – модификация ГАЗона полной массой 10 т, способная везти до ~6,2 тонн груза. Стандартный ГАЗон берет ~5 тонн. Валдай NEXT берет ~4 тонны, Газель – до 1.5 т. А самый тяжёлый – седельный тягач Валдай 45, который сам по себе рассчитан на 18 т массы и может тянуть полуприцеп, формируя автопоезд до 45 тонн. Но это уже отдельная категория техники (дальнобойный тягач). Среди бортовых грузовиков рекордсмен – ГАЗон Next 10.
Q: Делает ли ГАЗ сейчас легковые машины, например «Волгу»? A: Нет, легковых автомобилей ГАЗ не выпускает. Линейка полностью состоит из коммерческого транспорта – грузовиков, фургонов, автобусов. Легендарная «Волга» была снята с производства еще в 2010-х. В последнее время обсуждается проект возрождения «Волги» на основе иностранной модели, но серийно этого пока нет. Таким образом, если вы слышали про новую Волгу – это, возможно, планы или концепты, но купить её нельзя. Фокус ГАЗа сейчас – грузовые и пассажирские автомобили для бизнеса. Так что ближайшее к легковому, что у них есть, – это разве что микроавтобусы Соболь и ГАЗель, переделанные под офис на колёсах, да легендарные грузовички, которые некоторые умельцы превращают в самодельные пикапы. Но с завода – только коммерческие модели.